Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.10.2007 N Ф08-6380/2007-2372А по делу N А63-2124/2007-С4 В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней. Материалы дела свидетельствуют, что спорные денежные средства поступали управлению по решению федерального органа исполнительной власти, поэтому налоговый орган необоснованно произвел доначисление налога на прибыль от этих сумм.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 1 октября 2007 года Дело N Ф08-6380/2007-2372А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю, в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.06.2007 по делу N А63-2124/2007-С4, установил следующее.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции
Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решений налоговой инспекции от 19.12.2006 NN 23198, 23200 о привлечении к налоговой ответственности, требований об уплате налога от 26.12.2006 NN 12460 - 12465, 277883 - 277885, 283997 и решений о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 05.02.2007 NN 27765 - 17767, 27798 - 27800, 27832 - 27834.

Налоговая инспекция обратилась со встречным заявлением о взыскании с управления 369501 рубля 47 копеек штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (решения налоговой инспекции о привлечении управления к налоговой ответственности от 19.12.2006 NN 23198, 23200).

Определением от 26.04.2007 заявления объединены в одно производство.

Решением суда от 05.06.2007 заявленные требования управления удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении встречного заявления налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что денежные средства, поступившие в 2003, 2004 годах на лицевой счет управления от государственных учреждений, входящих в состав уголовно-исполнительной системы Ставропольского края, считаются целевыми средствами специального внебюджетного фонда и не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано, что средства, поступившие на лицевой счет управления от государственных учреждений, входящих в состав уголовно-исполнительной системы Ставропольского края, являются безвозмездно полученным имуществом и должны учитываться в целях налогообложения прибыли как внереализационные доходы налогоплательщика. По мнению заявителя, к
спорным правоотношениям подлежит применению пункт 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей заявителя, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решениями налоговой инспекции от 19.12.2006 NN 23198, 23200 управление привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, - неполная уплата налога на прибыль за 2003, 2004 годы в виде 38621 рубля штрафа и пунктом 2 статьи 119 Кодекса - непредставление соответствующих налоговых деклараций в установленный срок в виде 441308 рублей 90 копеек. Указанными решениями управлению предложено уплатить 94192 рубля налога на прибыль и 38306 рублей 31 копейку пеней (за 12 месяцев, квартальный 2003 год) и 98913 рублей налога и 25062 рубля 90 копеек пеней (за 12 месяцев, квартальный 2004 год).

Налоговая инспекция пришла к выводу о занижении управлением объекта налогообложения по налогу на прибыль, так как поступившие в специальный внебюджетный фонд территориального органа уголовно-исполнительной системы целевые средства (392467 рублей - в 2003 году и 412135 рублей - в 2004 году) являются внереализационными доходами налогоплательщика в виде безвозмездно полученного имущества и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Поскольку управление не исполнило требования об уплате налога от 26.12.2006 NN 12460 - 12465, 277883 - 277885, 283997, налоговая инспекция вынесла решения о взыскании налогов, пеней, штрафов за
счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 05.02.2007 NN 27765 - 17767, 27798 - 27800, 27832 - 27834.

Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов налогового органа.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налоговой инспекции о том, что спорные суммы являются внереализационными доходами налогоплательщика в виде безвозмездно полученного имущества и подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса “Налог на прибыль организаций“.

Под доходами в целях этой главы Кодекса понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав и внереализационные доходы.

При рассмотрении дела суд установил, что в 2003, 2004 годах на лицевой счет управления поступило 804602 рубля в специальный внебюджетный фонд территориального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации. Управление не включило указанные суммы в налоговую базу по налогу на прибыль.

Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (в настоящее время - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю) является территориальным органом уголовно-исполнительной системы, созданным Министерством юстиции Российской
Федерации для руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, учреждениями, включенными в уголовно-исполнительную систему в установленном порядке (пункт 1.1 Положения об Управлении исполнения наказаний Министерства юстиции по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 25.01.99 N 32, далее - Положение).

В силу пунктов 1.10, 1.11 Положения управление является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения. Финансирование деятельности управления осуществляется целевым назначением за счет средств федерального бюджета. Управление вправе дополнительно использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и Положением.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, определены Законом Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ (далее - Закон N 5473-1).

В соответствии со статьей 9 Закона N 5473-1 финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации. Доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации
(в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 N 26 утверждено Положение о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Положение о специальных внебюджетных фондах).

Фонды предназначены для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также отдельным учреждениям, предприятиям и организациям, входящим в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации (пункт 1.2 Положения о специальных внебюджетных фондах). Пунктом 2.1 этого Положения определены источники фондов территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации определяет особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований главы 25 Кодекса (пункт 2).

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

Материалы дела свидетельствуют, что спорные денежные средства поступали управлению по решению федерального органа исполнительной власти.

Суд исследовал и дал оценку документам, представленным в подтверждение ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных в
рамках поступлений в специальный внебюджетный фонд, и пришел к выводу, что средства, полученные управлением в 2003, 2004 годах, имели целевое назначение, направлялись на ведение уставной деятельности и не являлись безвозмездно полученными денежными средствами. Данный вывод соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Налоговая инспекция не оспаривает, что спорные денежные средства направлялись во внебюджетный фонд учреждениями, входящими в состав уголовно-исполнительной системы Ставропольского края, после уплаты ими обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что налоговая инспекция необоснованно произвела доначисление налога на прибыль за 2003, 2004 годы от сумм, поступивших на лицевой счет управления от государственных учреждений уголовно-исполнительной системы Ставропольского края, а также сумм пеней и штрафов, соответствует материалам дела и законодательству.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и подлежат отклонению по правилам статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда от 05.06.2007 (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

В соответствии со статьями 101, 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и Информационным письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда
Ставропольского края от 05.06.2007 по делу N А63-2124/2007-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.