Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2007 по делу N А56-9970/2007 Возвращая ФНС РФ заявление о признании кооператива банкротом как отсутствующего должника, суд правомерно исходил из того, что кооператив, отвечающий признакам недействующего юридического лица, может быть исключен из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, чему не препятствует наличие у данного лица задолженности по обязательным платежам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2007 года Дело N А56-9970/2007“

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бухарцева С.Н. и Михайловской Е.А., рассмотрев 10.10.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2007 (судья Бурденков Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 (судьи Третьякова Н.О., Горбачева О.В., Петренко Т.И.) по делу N А56-9970/2007,

УСТАНОВИЛ:

Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - кооператива “Комфорт“ (далее - Кооператив).

Определением от 09.04.2007 суд первой инстанции возвратил заявление ФНС на основании пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) в связи с тем, что заявитель не представил документы, подтверждающие проведение в отношении Кооператива, обладающего признаками недействующего юридического лица, процедуры исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр) по решению регистрирующего органа, предусмотренной статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), а также не представил доказательств, свидетельствующих о вероятности обнаружения имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 определение от 09.04.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФНС просит отменить судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие. ФНС в ходатайстве от 04.10.2007 просит рассмотреть жалобу без участия ее представителя.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение 12 последних месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается
фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

Поскольку процедура исключения недействующего юридического лица из Реестра является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией, то в данном случае не подлежит применению пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов это лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 названного Кодекса.

В связи с этим исключение недействующего юридического лица из Реестра по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Таким образом, отсутствие задолженности по обязательным платежам не является обязательным условием для признания юридического лица недействующим и исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа.

При решении вопроса о принятии к производству заявления о признании юридического лица банкротом суду необходимо проверять, не является ли это юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из Реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из Реестра в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

В случае поступления заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, оно возвращается арбитражным судом заявителю
применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из Реестра не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке.

Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, Кооператив является недействующим юридическим лицом; уполномоченным органом не представлены доказательства проведения процедуры исключения его из Реестра и доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения достаточного имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“ одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган должен представить вышеперечисленные доказательства, а при непредставлении таких доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.

В связи с тем, что названные доказательства уполномоченный орган не представил, суд обоснованно возвратил ФНС заявление о признании Кооператива банкротом по упрощенной процедуре как отсутствующего должника.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 по делу N А56-9970/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛЮБЧЕНКО И.С.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.