Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.08.2007 N Ф08-5053/2007 по делу N А32-693/2007-27/62-Б В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, признается фактически прекратившим свою деятельность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 августа 2007 года Дело N Ф08-5053/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - Федеральной налоговой службы России в лице Управления по Краснодарскому краю, в отсутствие Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Лабинску, должника - крестьянского хозяйства Гусейнова М.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2007 по делу N А32-693/2007-27/62-Б, установил следующее.

ФНС России в лице ИФНС России по г. Лабинску (далее - уполномоченный орган, заявитель) обратилась в арбитражный суд
с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) крестьянского хозяйства Гусейнова М.А. (далее - хозяйство, должник) как отсутствующего должника. Требование мотивировано наличием просроченной задолженности по состоянию на 12.09.2006 в сумме 2134 рублей 03 копеек, из них 207 рублей 03 копейки пени и 1927 рублей штрафы.

Определением от 24.04.2007 производство по делу прекращено применительно к пункту 6 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебный акт мотивирован тем, что согласно справке о смерти N 100 от 21.12.2006 глава крестьянского хозяйства Гусейнов М.А. умер, доказательства процессуального правопреемства заявителем не предоставлены.

В кассационной жалобе уполномоченный орган просит отменить определение от 24.04.2007, признать хозяйство несостоятельным (банкротом). Заявитель указывает, что на основании статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве) хозяйство отвечает признакам отсутствующего должника. Поскольку хозяйство создано на основании Закона РСФСР от 22.11.90 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), оно приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Глава должника является лишь одним из дееспособных членов хозяйства и представляет его интересы. Кроме того, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве не предусматривает такого основания прекращения крестьянского хозяйства, как смерть главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя уполномоченного органа, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и пунктом 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются
арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно статье 217 Закона о банкротстве основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В силу пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.95, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Вместе с тем крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве наделялось правами юридического лица. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

В пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 года, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы данного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения. Из материалов дела видно, что хозяйство зарегистрировано постановлением главы администрации г. Лабинска N 18 от 28.12.91. Главой хозяйства зарегистрирован Гусейнов М.А.

Пункт 1 статьи 227 Закона о банкротстве предусматривает, что в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность,
отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.

В заявлении уполномоченный орган указывает, что хозяйство является отсутствующим должником, обосновывая тем, что по состоянию на 12.09.2006 имеет просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджет в общей сумме 2134 рублей 03 копеек, по сведениям органов, осуществляющих государственную регистрацию движимого и недвижимого имущества, имущество, принадлежащее должнику, отсутствует, открытых счетов в кредитных организациях не имеется.

В силу пунктов 2, 4 и 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращения недействующих юридических лиц“ сам факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Уполномоченный орган обязан представить доказательства невозможности исключения общества из ЕГРЮЛ в административном порядке, доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. Подтвердить, что сумма расходов по делу о банкротстве не превышает размер требований уполномоченного органа к должнику
и имеется возможность ее возмещения за счет имущества должника.

Поскольку уполномоченный орган не предоставил все необходимые документы для признания отсутствующего должника банкротом, производство по заявлению уполномоченного органа прекращено правомерно, основания к отмене или изменению обжалуемого определения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2007 по делу N А32-693/2007-27/62-Б оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.