Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.06.2007 N Ф08-3601/2007-1467А по делу N А63-8955/2006-С4 Согласно главе 12 НК РФ при отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога подлежит возврату его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником заявления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 июня 2007 года Дело N Ф08-3601/2007-1467А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителей от заявителя - ОАО “Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии“, представителей от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю, в отсутствие Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2007 по делу N А63-8955/2006-С4, установил следующее.

ОАО “Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии“, правопреемник ОАО “Невинномысская ГРЭС“ (далее - общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам, выраженного в невозврате обществу 6454170 рублей налога на прибыль за 2005 год, 4826913 рублей налога на добавленную стоимость за январь - февраль 2006 года, излишне уплаченных ОАО “Невинномысская ГРЭС“. Заявитель также просил обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам произвести возврат обществу указанных сумм налогов (уточненные требования).

Решением суда от 30.01.2007 заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что выручка от продажи электроэнергии организациями-поставщиками электроэнергии на федеральном оптовом рынке электрической энергии должна признаваться для целей налогообложения в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателем электроэнергии исходя из тарифов, установленных для покупателей электроэнергии. Довод Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю о законности действий и невозможности возврата излишне уплаченных налогов в связи с тем, что все документы и лицевые счета общества переданы по новому месту его налогового учета, в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам, отклонен судом. Суд установил, что на момент подачи заявления и представления уточненных деклараций ОАО “Невинномысская ГРЭС“ состояло на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю, которая осуществляла проверку полученных деклараций. Кроме того, указанная налоговая инспекция при направлении документов в отношении реорганизуемого ОАО “Невинномысская ГРЭС“ в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам не передала заявления общества на возврат излишне уплаченного налога. Таким образом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю не обеспечила исполнение требований налогового законодательства о праве на возврат излишне уплаченных налогов. Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам также осуществила неправомерное бездействие в связи с невозвратом излишне уплаченных налогов, поскольку факт переплаты установлен, подтвержден документально и не оспаривается по существу.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю просит отменить решение суда в части признания незаконным бездействия, выразившегося в невозврате налогов. По мнению подателя жалобы, требование о возврате излишне уплаченных налогов должно быть предъявлено в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам. В отзыве на кассационную жалобу Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам частично соглашается с доводами жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю и выражает несогласие с решением суда.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит отклонить кассационную жалобу, оставить судебный акт без изменения.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы жалобы и отзыва.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, ОАО “Невинномысская ГРЭС“ представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю уточненные декларации по налогу на прибыль за 2005 год и налогу на добавленную стоимость за январь - февраль 2006 года. Декларации представлены налогоплательщиком в связи с перерасчетом в сторону уменьшения доходов от реализации на сумму 26892374 рубля за 2005 год и на сумму 26816517 рублей за январь - февраль 2006 года. В заявлениях от 20.03.2006 N 1658/16, от 28.03.2006 N 1795/16, от 31.03.2006 N 2032-1/16 ОАО “Невинномысская ГРЭС“ просило произвести возврат излишне уплаченных налогов.

1 апреля 2006 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица ОАО “Невинномысская ГРЭС“ и реорганизации в форме присоединения к обществу.

19 июня 2006 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю отказала обществу в возврате сумм налогов со ссылкой на передачу сальдо переплаты по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам в связи со слиянием лицевых счетов ОАО “Невинномысская ГРЭС“ и общества.



Письмом от 06.12.2006 N 55-11/11008-Л Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам сообщила обществу о невозможности произвести возврат излишне уплаченных налогов по причине наличия задолженности по пеням и штрафам в целом по организации.

Суд установил, что излишняя уплата налога на прибыль и налога на добавленную стоимость возникла в связи с неправильным определением налоговой базы по предельным (плановым) тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам Российской Федерации для осуществления операций по реализации электрической энергии на федеральном оптовом рынке электрической энергии. Налогоплательщиком ошибочно рассчитана дебиторская задолженность в результате превышения тарифа поставщика над тарифом потребителя и включена в налоговую базу по налогу на прибыль, что привело к излишней уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость.

Обстоятельства излишней уплаты 6454170 рублей налога на прибыль за 2005 год, 4826913 рублей налога на добавленную стоимость за январь - февраль 2006 года надлежаще исследованы судом и по существу не оспариваются налоговым органом в кассационной жалобе.

В соответствии с пунктом 10 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации в порядке, установленном главой 12 Кодекса.

При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в порядке, установленном главой 12 Кодекса. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю решение суда оспаривается в части признания незаконным бездействия в отношении общества, выраженного в невозврате излишне уплаченных налогов.

Суд первой инстанции, сделав вывод о незаконности бездействия налоговых органов, повлекшего нарушение права общества на возврат излишне уплаченных налогов, и удовлетворяя заявление общества в данной части, обоснованно исходил из следующего.

До реорганизации в форме присоединения к обществу ОАО “Невинномысская ГРЭС“ подало в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю уточненные декларации и заявления о возврате излишне уплаченных налогов. Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненных деклараций и, не высказав возражений, не предприняла действий по возврату излишне уплаченных сумм налогов. В связи с реорганизацией ОАО “Невинномысская ГРЭС“ пакет документов был направлен в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам (сопроводительное письмо от 08.06.2006 N 2362 дсп). Реестр переданных документов не содержит указания на передачу заявлений ОАО “Невинномысская ГРЭС“ и общества на возврат излишне уплаченных налогов в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам. Из представленного в материалы отзыва Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам видно, что названные заявления в пакете документов отсутствовали. В судебном заседании Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю пояснила, что заявления на возврат излишне уплаченных налогов в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по крупнейшим налогоплательщикам не передавались.

Принимая решение по существу спора, суд правомерно отметил, что налоговые органы входят в единую систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и передача документов в отношении общества из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения прав налогоплательщика.

Таким образом, вывод суда о неправомерном бездействии Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю является законным и обоснованным.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю не привела доводов, опровергающих выводы суда. При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта, не установлено.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ государственная пошлина по кассационной жалобе подлежит взысканию с налоговой инспекции.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:



решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2007 по делу N А63-8955/2006-С4 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС N 8 по Ставропольскому краю в доход федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.