Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-2858/2007 по делу N А53-16913/2006-С3-17 На время таможенного оформления не удлиняется срок доставки груза. Таможенные операции для выпуска груза обязано осуществить общество. За время осуществления этих операций грузополучатель обязан внести плату за пользование вагонами в силу статьи 39 Устава железнодорожного транспорта, поскольку вагоны ожидали подачи по причине, зависящей от общества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 20 июня 2007 года Дело N Ф08-2858/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от истца - открытого акционерного общества “Стройдеталь“, представителей от ответчика - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Стройдеталь“ на решение от 26.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 22.03.2007 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-16913/2006-С3-17, установил следующее.

ОАО “Стройдеталь“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО “Российские железные дороги“ (далее - железная дорога) о взыскании 222542 рублей, необоснованно списанных в счет платы за пользование вагонами с
лицевого счета истца в Ростовском технологическом центре по обработке перевозочных документов филиала ОАО “Российские железные дороги“ “Северо-Кавказская железная дорога“ (далее - лицевой счет), и 20162 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование иска указано, что не подлежит взысканию плата за пользование вагонами за время нахождения груза в зоне таможенного контроля.

Арбитражный суд Ростовской области решением от 26.12.2006 в иске отказал, сославшись на то, что обязанность по завершению таможенных операций по выпуску товаров в свободное обращение возлагается на лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, т.е. на получателя груза. До окончания таможенного оформления вагоны находятся в зоне таможенного контроля по причине, зависящей от грузополучателя, поэтому плата за пользование вагонами правомерно списана с лицевого счета общества (т. 3, л.д. 90)

Апелляционная инстанция постановлением от 22.03.2007 оставила решение без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы истца (т. 3. л.д. 116).

В кассационной жалобе общество просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, иск удовлетворить. Истец указывает, что выдача груза перевозчиком осуществляется после уборки вагонов из зоны таможенного контроля. Услуги, оказываемые до этого момента, в том числе плата за пользование вагонами за время таможенного оформления входят в перечень начально-конечных перевозочных операций, их стоимость включена в тариф перевозки грузов, поэтому международный тариф значительно выше внутреннего. Основания для списания спорной суммы отсутствовали.

Железная дорога в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на обоснованность выводов судов.

Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Изучив материалы дела и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции надлежит оставить без
изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что общество, являясь получателем иностранного товара, оспаривает правомерность списания железной дорогой с его лицевого счета 222542 рубля платы за пользование вагонами.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спор связан с грузом, прибывшим в адрес общества на станцию Марцево в период с 07.10.2005 по 03.06.2006, плата за пользование вагонами в сумме 222542 рублей начислена и списана с лицевого счета истца за время нахождения груза в зоне таможенного контроля. Данные выводы судов подтверждены имеющимися в деле доказательствами и не оспариваются участвующими в деле лицами.

Истец не согласен с выводами судов о правомерности списания спорной суммы.

Кассационная инстанция считает, что с учетом приведенных истцом доводов в обоснование требований и представленных доказательств, в частности, сведений содержащихся в расчете общества, суды пришли к обоснованному выводу о том, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами общества о том, что выдача груза перевозчиком осуществляется после уборки вагонов из зоны таможенного контроля, услуги, оказываемые до этого момента, в том числе плата за пользование вагонами за время таможенного оформления входят в перечень начально-конечных перевозочных операций, их стоимость включена в тариф перевозки грузов.

Часть 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю).

В силу статьи 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав) по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную
грузополучателю.

Таможенное законодательство и иные правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза, находящегося под таможенным контролем. Данные нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза. Однако из этих норм не следует, что обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза считается исполненной с момента завершения таможенного оформления.

Согласно статье 34 Устава перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.

В силу статьи 35 Устава грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29), устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.

В силу пунктов 6 и 20.1 Правил N 29 для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.

Пункт 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 27, предусматривает, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза. В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа (подразделения) срок доставки
груза удлиняется на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы этого органа.

Из анализа приведенных норм следует, что доставка груза считается завершенной после уведомления таможни о прибытии груза на станцию назначения и передаче грузополучателю необходимых для таможенного оформления документов, в частности, оригинала накладной.

На время таможенного оформления не удлиняется срок доставки груза. Таможенные операции для выпуска груза силу статьи 16 Таможенного кодекса Российской Федерации обязано осуществить общество. За время осуществления этих операций грузополучатель обязан внести плату за пользование вагонами в силу статьи 39 Устава, поскольку вагоны ожидали подачи по причине, зависящей от общества.

Не может быть принят во внимание заявленный в суде кассационной инстанции довод общества о том, что в некоторых случаях железная дорога неправильно в подлежащее оплате время пользования вагонами включила время до истечения срока доставки груза, уведомления таможенного органа и выдачи груза.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, установлены судами в порядке части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Общество не представило доказательств, в частности, расчета, свидетельствующего о том, что железная дорога неправильно исчислила подлежащее оплате время пользования вагонами.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения решения и постановления апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.12.2006 и
постановление апелляционной инстанции от 22.03.2007 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-16913/2006-С3-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.