Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2007 N Ф08-3378/2007-1381А по делу N А63-18730/2006-С7 Довод управления об отсутствии у него полномочий по бесспорному списанию денежных средств со счета бюджетной организации подлежит отклонению как несостоятельный. Согласно статье 6 Федерального закона N 167-ФЗ юридические лица, являющиеся плательщиками страховых взносов (страхователи), объединены понятием “организации“. При этом иной порядок исчисления, уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для бюджетных организаций не предусмотрен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 июня 2007 года Дело N Ф08-3378/2007-1381А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району Ставропольскому края, заинтересованного лица - муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 9 “Красная шапочка“, третьего лица - инспекции Федеральной налоговой службы N 8 Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району Ставропольскому края на постановление апелляционной инстанции от 5 марта 2007 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-18730/2006-С7, установил
следующее.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Андроповскому району Ставропольскому края (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 9 “Красная шапочка“ (далее - учреждение) 22 рублей 39 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Определением суда от 12 декабря 2006 года заявление управления возвращено на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд пришел к выводу о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку пункт 3 статьи 25, пункт 14 статьи 25.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусматривают иной порядок взыскания недоимки и пени в размере до 50000 рублей - по решению органов Пенсионного фонда Российской Федерации путем направления соответствующего решения судебному приставу-исполнителю.

Постановлением апелляционной инстанции от 5 марта 2007 года определение оставлено без изменения.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение. Кассационная жалоба мотивирована тем, что у органов Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствуют полномочия на бесспорное списание денежных средств со счета бюджетной организации.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, учреждение несвоевременно уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем управление обратилось за взысканием начисленной суммы пени в арбитражный суд.

Возвращая заявление, суд исходил из того,
что взыскание с организации пеней по страховым взносам на сумму до 50000 рублей производится по решению руководителя (его заместителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в арбитражный суд. Данный вывод является правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Федеральным законом от 4 ноября 2005 года N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлен иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в суд.

В силу пунктов 3, 4 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц 50000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного Федерального закона. В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц 50000 рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и
штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 105 при обращении налоговых органов, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31 декабря 2005 года с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, заявление о взыскании с учреждения пени за несвоевременную уплату страховых взносов подано в арбитражный суд после 31 декабря 2005 года и сумма взыскания составляет менее 50000 рублей.

Так как спор неподведомственен арбитражному суду, то апелляционная инстанция правомерно определение суда о возвращении заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставила без изменения.

Довод управления об отсутствии у него полномочий по бесспорному списанию денежных средств со счета бюджетной организации подлежит отклонению как несостоятельный.

Согласно статье 6 Федерального закона N 167-ФЗ юридические лица, являющиеся плательщиками страховых взносов (страхователи), объединены понятием “организации“. При этом иной порядок исчисления, уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для бюджетных организаций не предусмотрен.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 137-ФЗ заявления о взыскании обязательных платежей, пеней и сумм санкций, которые на основании данного Закона могут взыскиваться по решению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации в том случае, если они поданы в
соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не рассмотрены арбитражным судом до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ. Иных исключений из установленного внесудебного порядка платежей, пеней и санкций данный Закон не содержит.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 5 марта 2007 года Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-18730/2006-С7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.