Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.05.2007 N Ф08-2533/2007-1049А по делу N А25-1663/2006-7 В силу пункта 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 10 мая 2007 года Дело N Ф08-2533/2007-1049А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Звездный комплекс“ и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение от 05.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.02.2007 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1663/2006-7, установил следующее.

ООО “Звездный комплекс“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - налоговая инспекция) от 17.10.2006 N 00643 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

Решением суда от 05.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2007, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в действиях общества отсутствует состав правонарушение. Кроме того, налоговая инспекция нарушила порядок привлечения общества к налоговой ответственности.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты. В обоснование жалобы указано, что в действиях общества имеется состав правонарушения. При этом налоговой инспекцией соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности, поскольку извещение о дате рассмотрения дела получено руководителем общества, о чем свидетельствует его подпись.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и заслушав представителей сторон, считает, что судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность по предоставлению гостиничных услуг.

Налоговая инспекция провела проверку гостиницы “Звездный комплекс“, расположенной по адресу: г. Черкесск, ул. Горького, 8, и принадлежащей обществу, по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

В ходе проверки установлено, что при расчете за оказанные услуги по проживанию в гостиничном номере по цене 2 тыс. рублей выявлен факт неприменения контрольно-кассовой машины. Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки выдачи чека контрольно-кассовой машины или документа строгой отчетности
от 28.09.2006 и протоколе об административном правонарушении 12.10.2006 N 0011371.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 17.10.2006 N 0000643 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 30 тыс. рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из отсутствия в действиях общества состава правонарушения.

Данный вывод является верным ввиду следующего.

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Исходя из пункта 2 статьи 2 названного Закона, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение, которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок
утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков. Пунктом 3 Положения установлено, что формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

Министерство финансов Российской Федерации в письме от 14.07.2003 N 16-00-12/24 уведомило, что до выхода соответствующего постановления Правительства в связи с Федеральным законом N 54-ФЗ действуют утвержденные (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745) Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Таким образом, бланки строгой отчетности, используемые в сфере гостиничного хозяйства (форма N 3-Г по ОКУД 0790203), утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.93 N 121 по представлению Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству, при расчетах с населением для учета наличных денежных средств являлись действующими в проверяемом периоде.

Судебные инстанции установили, что имеющийся в материалах дела счет гостиницы от 28.09.2006 N 00462,
оформленный на имя Бекова Ш., соответствует форме N 3-Г, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Данный счет имеет подпись дежурного администратора гостиницы, подтверждающий оплату услуги.

Ссылка налоговой инспекции на факт невыдачи бланка строгой отчетности до проведения проверки необоснованна, поскольку судебные инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделали вывод о том, что доказательства невыдачи документа строгой отчетности при оказании услуг в сфере гостиничного хозяйства налоговая инспекция не представила.

Оснований и полномочий на переоценку данного вывода суд кассационной инстанции не имеет.

Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что вывод суда об отсутствии доказательств извещения общества о рассмотрении налоговой инспекции административного дела 17.10.2006 не соответствует материалам дела.

В силу пункта 2 статьи 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии со статьей 25.4 Кодекса защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. В соответствии с данным Кодексом законным представителем юридического лица является его руководитель.

В материалах дела имеется расписка, подтверждающая, что руководитель общества 12.10.2006 извещен о вызове в налоговую инспекцию к 10 часам 17.10.2006. Довод суда о том, что эта расписка не подтверждает только факт уведомления общества о времени рассмотрения дела, является необоснованным, поскольку руководитель является законным представителем общества.

Однако
с учетом изложенного ошибочный вывод суда о нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности не привел к принятию неправильного решения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.02.2007 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-1663/2006-7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.