Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.05.2007 N Ф08-2235/2007-916А по делу N А32-20930/2006-63/235 Отсутствие нормативного акта, устанавливающего порядок определения размеров компенсационных выплат, не может являться основанием для лишения работников права на получение компенсационных выплат, а общества - льготы по налогообложению этих выплат ЕСН и НДФЛ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 2 мая 2007 года Дело N Ф08-2235/2007-916А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Предприятие “Интерстрой“, от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2007 по делу N А32-20930/2006-63/235, установил следующее.

ООО “Предприятие “Интерстрой“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 28.07.2006 N 149т3
в части привлечения к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 43105 рублей 40 копеек; привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату налога (далее - ЕСН) в размере 118042 рублей 50 копеек; в части уплаты ЕСН в сумме 590212 рублей 40 копеек, пени по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) - 260070 рублей 90 копеек и ЕСН - 95216 рублей 70 копеек; в части удержания у работников и перечисления в бюджет 222625 рублей НДФЛ.

Решением суда от 30.10.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что решение налоговой инспекции является законным и обоснованным.

Постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2007 указанное решение отменено и требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что с 24.06.2004 по 01.01.2005 размер надбавки за вахтовый метод работы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не был определен, следовательно, надбавка в соответствии со статьей 302 Трудового кодекса является неправомерно выплаченной суммой, которая не может являться объектом налогообложения.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. Заявитель жалобы указывает, что в связи с отменой Постановления Министерства труда Российской Федерации от 29.06.1994 N 51 с 26.04.2004 и по 01.01.2005 действующим законодательством не был установлен размер компенсационных выплат за вахтовый метод работы, поэтому выплаченные рабочим общества за данный период надбавки за вахтовый метод работы необходимо учитывать при определении налоговой базы по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц.

В отзыве на кассационную жалобу общество
просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.03.2006, результаты которой зафиксированы актом от 29.06.2006 N 19т2. При проверке налоговая инспекция установила, что в нарушение статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц не включены суммы доплаты за вахтовый метод работы в период с 26.04.2004 по 01.01.2005.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 28.07.2006 N 149т3 о привлечении общества к налоговой ответственности, в том числе о привлечении к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 43105 рублей 40 копеек (пункт 1.1); о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 118042 рублей 50 копеек (пункт 1.2); об уплате штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации 43105 рублей 40 копеек и по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 118042 рублей 50 копеек (подпункт “а“ пункта 2.1); об уплате ЕСН в сумме 590212 рублей 40 копеек (подпункт “б“ пункта 2.1); пени по НДФЛ - 260070 рублей 90 копеек и по ЕСН - 95216 рублей 70 копеек (подпункт “б“ пункта 2.1); об удержании
у работников и перечислении в бюджет 222625 рублей НДФЛ (подпункт 2.2).

Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции в указанной части, обжаловало его в суд.

При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции исходил из того, что надбавка за вахтовый метод работы, выплаченная работникам в период с 24.06.2004 по 01.01.2005, в соответствии со статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации является неправомерно выплаченной суммой и поэтому не подлежит включению в объект налогообложения по ЕСН И НДФЛ. При этом суд указал на то, что неосновательно полученные работниками денежные средства подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы в случае, если они не будут истребованы обществом, и не ранее чем по истечении срока исковой давности.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

На основании статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база налогоплательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Кодекса), начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме или полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению единым социальным налогом
все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Аналогичный порядок применяется и по налогу на доходы физических лиц.

В силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия “компенсационные выплаты“, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. То есть указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

В статье 297 Трудового кодекса Российской Федерации под вахтовым методом понимается особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания. Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или
реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями.

Согласно статье 302 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорный период, работникам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно взамен суточных выплачивается надбавка за вахтовый метод работы в размерах, определяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, нормы законодательства о налогах и сборах (пункт 3 статьи 217 и подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации) с учетом норм трудового законодательства (статьи 164, 302 Трудового кодекса Российской Федерации), действующих в спорный период, предусматривают право налогоплательщика уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСН и НДФЛ на сумму признаваемых в качестве компенсационных выплат надбавок за вахтовый метод работы. При этом размер таких надбавок определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29.06.94 N 51 “О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации“ установлены нормы и порядок возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, а также выполнения работ вахтовым методом в размере 75% тарифной ставки (оклада).

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 26.04.2004 N 60
“О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Российской Федерации“ указанное Постановление признано утратившим силу.

Однако отсутствие в спорный период соответствующего нормативного акта, устанавливающего размер компенсационных выплат за вахтовый метод работы, не может повлиять на правовую природу средств, выплаченных работодателем своим работникам за вахтовый метод работы в качестве компенсации затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей.

Таким образом, выплаченные работникам за период с 26.04.2004 по 01.01.2005 надбавки за вахтовый метод работы обоснованно не включались обществом в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц.

Довод налоговой инспекции о том, что, поскольку порядок определения размеров надбавки за вахтовый метод работы, выплачиваемой взамен суточных, Правительством Российской Федерации в проверяемый период не был принят, выплаченные надбавки подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ, не может быть принят.

Трудовым законодательством установлено право работников на получение надбавок за вахтовый метод работы в качестве компенсации их затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Законодательством о налогах и сборах предусмотрено, что такие компенсационные выплаты не подлежат налогообложению ЕСН и НДФЛ. Следовательно, отсутствие с 26.04.2004 по 01.01.2005 нормативного акта, устанавливающего порядок определения размеров компенсационных выплат, не может являться основанием для лишения работников права на получение компенсационных выплат, а общества - льготы по налогообложению этих выплат ЕСН и НДФЛ.

С учетом изложенного решение суда от 30.10.2006 и постановление суда апелляционной инстанции от 24.01.2007 подлежат отмене, а требование общества - удовлетворению.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда от 30.10.2006 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2007 по делу N А32-20930/2006-63/235 отменить.

Признать недействительным
решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску от 28.07.2006 N 149т3 в части пункта 1.1 о привлечении к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 43105 рублей 40 копеек; пункта 1.2 решения о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 118042 рублей 50 копеек; подпункта “а“ пункта 2.1 решения в части уплаты штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации 43105 рублей 40 копеек; по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 118042 рублей 50 копеек; подпункта “б“ пункта 2.1 решения в части уплаты ЕСН в сумме 590212 рублей 40 копеек; подпункта “б“ пункта 2.1 решения в части уплаты пени по НДФЛ - 260070 рублей 90 копеек, по ЕСН - 95216 рублей 70 копеек; подпункта 2.2 решения в части удержания у работников и перечисления в бюджет 222625 рублей НДФЛ.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1 тыс. рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.