Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.04.2007 N Ф08-1790/2007-746А по делу N А32-29323/2006-53/543-80АП Ответственность по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаро-транспортных документов, удостоверяющих легальность оборота алкогольной продукции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 апреля 2007 года Дело N Ф08-1790/2007-746А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью “Хлебокондитер“, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2007 по делу N А32-29323/2006-53/543-80АП, установил следующее.

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “Хлебокондитер“ (далее - общество) к
административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением суда от 17.01.2007 производство по делу прекращено. Суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 30.11.2006 содержит неправильную квалификацию правонарушения, поскольку отсутствие в разделе “Б“ справки к ГТД оттиска печати организации-покупателя образует состав правонарушения по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы указывает, что действия общества образуют состав правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указанная статья предусматривает ответственность не только за отсутствие товаро-транспортных документов, но и за их ненадлежащее оформление.

В отзыве на кассационную жалобу в суд общество просит жалобу отклонить как необоснованную. Общество заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с участием представителя в судебном заседании по другому делу. Кассационная инстанция считает, что данное ходатайство следует оставить без удовлетворения как необоснованное.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 10 минут.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что определение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку принадлежащего обществу магазина “Булочная N 9“, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Видова, 160, по вопросу соблюдения Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

В ходе
проверки установлен факт реализации алкогольной продукции с оформленными ненадлежащим образом товаросопроводительными документами, а именно: раздел “Б“ справки к ГТД на вино “Мускат Оттонель“, Венгрия, не заполнен и не заверен обществом - отсутствует оттиск печати общества, дата и подпись руководителя.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28.11.2006 N 739 и протоколе о совершении административного правонарушения от 30.11.2006 N 000589, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы проверки переданы в суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая производство по делу, суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию действий общества, поскольку отсутствие оттиска печати в справке к ГТД организации - покупателя алкогольной продукции не образует состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное правонарушение следует квалифицировать по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод суда является ошибочным ввиду следующего.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта и алкогольной продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота.

Статьей 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа алкогольной продукции.

Согласно статье 10.2 названного Закона к документам, удостоверяющим легальность оборота алкогольной продукции, относятся следующие документы: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Согласно
пункту 139 раздела ХIХ “Особенности продажи алкогольной продукции“ Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864, при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел “Б“ справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела “Б“, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела “Б“, подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.

Из содержания названных нормативных актов следует, что справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции, и справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, является неотъемлемым приложением к товарно-транспортной накладной и к грузовой таможенной декларации, а, следовательно, включается в понятие товаро-транспортные документы, ненадлежащее оформление которых образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что общество представило в суд справку к ГТД, в которой были заполнены реквизиты общества-покупателя, заверенные печатью и подписью должностного лица общества. Эти обстоятельства налоговая инспекция не оспаривает.

Ответственность по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации наступает в случае розничной продажи алкогольной
продукции без надлежаще оформленных товаро-транспортных документов, удостоверяющих легальность оборота алкогольной продукции.

Исходя из указанных обстоятельств совершенное обществом правонарушение квалифицируется по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, определение суда о прекращении производства по делу в связи с ненадлежащей квалификацией совершенного правонарушения принято правомерно.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2007 по делу N А32-29323/2006-53/543-80АП оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.