Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.03.2007 N Ф08-1290/2007-535А по делу N А32-22714/2006-4/310 Полномочия на проведение возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов возложены на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 марта 2007 года Дело N Ф08-1290/2007-535А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани, в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Рожкова В.А., извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани на решение от 16.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.12.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22714/2006-4/310, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Рожков В.А. обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Славянску-на-Кубани (далее - налоговая
инспекция) об обязании возвратить 32030 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ошибочно перечисленных на накопительную часть трудовой пенсии.

Решением от 16.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2006, суд удовлетворил требования предпринимателя и обязал налоговую инспекцию возвратить сумму ошибочно уплаченных страховых взносов. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается факт излишней уплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при этом полномочия на проведение возврата излишне уплаченных сумм взносов возложены на налоговые органы.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на решение от 16.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.12.2006, в которой просит указанные судебные акты отменить, требования предпринимателя оставить без удовлетворения. Кассационная жалоба мотивирована тем, что из содержания Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей правовой природе не являются налоговыми платежами, что исключает применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов, являются законными.

Изучив материалы дела, заслушав представителя налоговой инспекции, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 21.04.2006 Рожков В.А. уплатил 32030 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии за I квартал 2006 года. Указанная сумма зачислена на код бюджетной классификации 18210202040061000160.

Письмом от 21.06.2006 N 06-2515 налоговая инспекция разъяснила предпринимателю наличие у него обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование лишь в
части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Предприниматель обратился в налоговую инспекцию с заявлением от 21.06.2006, в котором просил возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 32030 рублей. Налоговый орган в письме от 14.07.2006 N 10-37-6686 сообщил о невозможности возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов, поскольку страховые взносы не являются налоговыми платежами и у налоговой инспекции отсутствуют полномочия для проведения такого возврата.

Не согласившись с отказом налоговой инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в данном случае должен осуществляться налоговым органом, являющимся администратором поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на которые статьей 25 Закона N 167-ФЗ возложен контроль за уплатой названных страховых взносов.

Данный вывод соответствует нормам материального права.

Согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 7 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Согласно пункту
9 этой статьи возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Правила, установленные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 Кодекса). При этом данная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, вывод суда о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам
излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что налоговая инспекция обязана произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов на осуществление возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрено лишь для случаев, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Факт излишней уплаты предпринимателем страховых взносов в сумме 32030 рублей установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.

С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил требование предпринимателя об обязании налогового органа возвратить ошибочно уплаченную сумму.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 20.12.2006 Арбитражного суда Краснодарского
края по делу N А32-22714/2006-4/310 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.