Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.03.2007 N Ф08-1225/2007 по делу N А63-10278/2006-С1 Если установившим льготы федеральным законом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 марта 2007 года Дело N Ф08-1225/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от открытого акционерного общества “Южная телекоммуникационная компания“ в лице Ставропольского филиала, в отсутствие Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2006 по делу N А63-10278/2006-С1, установил следующее.

ОАО “Южная телекоммуникационная компания“ в лице Ставропольского филиала (далее - общество)
обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 237661 рубля 94 копеек убытков от предоставления в 2003 году предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате услуг связи.

Решением от 15.12.2006 с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 237661 рубль 94 копейки убытков. Суд исходил из доказанности факта оказания льготных услуг на заявленную сумму. Убытки у истца возникли вследствие неполного финансирования возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин России просит решение от 15.12.2006 отменить, принять новое решение о взыскании 237661 рубля 94 копеек с Министерства финансов Ставропольского края. Заявитель указывает, что в полном объеме исполнил свои обязательства, которые были предусмотрены Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2003 год“.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель общества повторил возражения против доводов кассационной жалобы, просил решение оставить без изменения.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, общество предоставило в 2003 году гражданам и инвалидам льготы в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Общая сумма предоставленных льгот гражданам составила 291136 рублей 94 копейки. Министерством финансов Ставропольского края возмещены расходы обществу в
размере 53475 рублей. Задолженность за оказанные услуги составила 237661 рубль 94 копейки, указанная сумма недофинансирована из бюджета и предъявлена обществом ко взысканию в качестве убытков.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Федеральным законом от 24.06.99 N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ (действовавшим до 07.07.2003) было предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 30 Федерального закона от 16.02.95 N 15-ФЗ, а не Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ.

Согласно статье 30 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту
инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

В целях реализации федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих права на получение льгот, согласно которым финансирование расходов осуществляется через Министерство труда и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Действие Правил продлено Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255, от 28.02.2002 N 137, от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 на 2001, 2002, 2003 и 2004 годы соответственно. Таким образом, обязанность по возмещению не полученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Поскольку средства федерального бюджета, предназначенные на возмещение затрат операторам связи за предоставленные ими льготы по услугам телефонной связи, перечислены не в полном объеме, является правильным вывод о взыскании с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества убытков, возникших в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Выводы суда соответствуют материалам дела и собранным доказательствам.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений применения норм процессуального права не установлено. Основания для отмены или изменения решения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2006 по делу N А63-10278/2006-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Ставропольского края по данному делу, принятое определением суда кассационной инстанции от 20.02.2007.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.