Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2007 N Ф08-103/2007 по делу N А63-15432/2006-С Суд, удовлетворяя иск в полном объеме, не учел следующее. Из имеющихся в деле счетов-фактур видно, что услуги предоставлялись по стоимости, включающей в себя НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 марта 2007 года Дело N Ф08-103/2007“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от ответчика - Министерства финансов Ставропольского края, в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью “Ставропольрегионгаз“, ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства Российской Федерации по Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, извещенных о времени месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.10.2006 по делу N А63-15432/2006-С, установил следующее.

ООО “Ставропольрегионгаз“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации
(далее - Минфин России), Управлению Федерального казначейства Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - УФК), Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковской районной государственной администрации г. Михайловска (далее - управление) о взыскании 308872 рублей 79 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением гражданам по льготным ценам природного газа в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ (далее - Закон) с 01.01.2004 по 01.12.2004.

Решением от 31.10.2006 спорная сумма взыскана с Минфина России за счет казны Российской Федерации. В отношении управления производство по делу прекращено в связи с ликвидацией указанного лица. К остальным ответчикам в иске отказано. При рассмотрении дела суд установил, что предусмотренные Законом льготы должны финансироваться из федерального бюджета. Все выделенные на эти цели краевому бюджету средства распределены в соответствии с целевым назначением. Обязанность по возмещению убытков общества в части превышения фактических расходов на предоставление льгот над запланированными лежит на Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение. Заявитель указывает, что Правилами предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона предусмотрено финансирование расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующим их возмещением из федерального бюджета в пределах ассигнований. В соответствии со статьей 15.6 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ субвенции из федерального бюджета выделяются краевому бюджету на возмещение фактически произведенных расходов. Обязательства федерального бюджета по компенсации фактически произведенных расходов выполнены перед краевым бюджетом в полном объеме. Таким
образом, обязанным по уплате спорной суммы является Минфин края.

Общество и Минфин края в отзывах просят оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Минфина края поддержала доводы отзыва.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя Минфина края, считает, что судебный акт надлежит изменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 01.01.2004 общество и управление заключили договор N 49/23-6/03-0094/04, в соответствии с которым общество обязалось предоставлять гражданам 50% скидку по оплате природного газа в соответствии с Законом, а управление - производить возмещение обществу фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением льготы, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Закона. Срок действия договора установлен с 01.01.2004 по 31.12.2004 (л.д. 31, 32).

Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в январе - ноябре 2004 года в связи с поставкой газа указанной категории потребителей по льготным ценам, общество обратилось с иском о взыскании с ответчиков 308873 рублей 79 копеек.

Факт предоставления льгот населению Шпаковского района и размер убытков общества подтверждаются подписанными обществом и управлением актами сверки количества граждан, пользующихся льготами, актами сверок объема предоставленных льгот населению Шпаковского района, реестрами граждан, пользующихся льготой в 2004 г. (приложение 1), копиями удостоверений и справок льготников (приложение 2 - 5), справкой о задолженности федерального бюджета, выданной краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.2005 “О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством“, и распоряжением Минсоцзащиты
Ставропольского края от 17.06.2005 N 59 (л.д. 84), счетами-фактурами (л.д. 54-74). Указанные обстоятельства, установленные судом, заявитель жалобы не оспаривает.

Согласно пункту “ж“ статьи 16 Закона реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона о реабилитации порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливаются специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования
и лимитов бюджетных обязательств.

При рассмотрении спора суд установил, что Минфин Ставропольского края обязанности по возмещению затрат в пределах поступающих ассигнований выполнил полностью, поэтому в иске к данному ответчику отказано правомерно. Из помесячных реестров Минфина края на финансирование (распределение средств, поступивших на реализацию Закона), из составленного УФК и Минфином края акта сверки расчетов по межбюджетным отношениям следует, что все денежные средства, поступившие Минфину края в соответствии с уведомлениями УФК, распределены по районам края, в том числе по Шпаковскому району (л.д. 129-149, 157-165).

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно сделал вывод о том, что в спорный период Минфин края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета.

В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона о реабилитации превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации убытков на Российскую Федерацию.

Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ (пункты 17, 18 Постановления).

Вместе с тем суд, удовлетворяя иск в полном объеме, не учел следующее. Из имеющихся в деле счетов-фактур видно, что услуги предоставлялись по стоимости, включающей в себя НДС. В соответствии с подпунктом
1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Поэтому кассационная инстанция снижает сумму, подлежащую взысканию с Минфина России, до 261757 рублей 45 копеек.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поэтому часть пошлины, приходящаяся на сумму отклоненных требований и подлежащая уплате в бюджет, подлежит взысканию с истца.

Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.10.2006 по делу N А63-15432/2006-С3 изменить. Уменьшить взысканную с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО “Ставропольрегионгаз“ сумму до 261757 рублей 45 копеек.

Прекратить взыскание в измененной части решения.

Взыскать с ООО “Ставропольрегионгаз“ в доход
федерального бюджета 1323 рубля 32 копейки госпошлины по иску и кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.