Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2007 N Ф08-683/2007-278А по делу N А61-1483/2006-11 Обязанность по уплате таможенных платежей возлагается на декларанта только в том случае, если гуманитарная помощь получена и использована им не в целях, указанных в Федеральном законе “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 февраля 2007 года Дело N Ф08-683/2007-278А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Северо-Осетинской таможни и заинтересованного лица - Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Северо-Осетинской таможни на решение от 11.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 04.12.2006 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1483/2006-11, установил следующее.

Северо-Осетинская таможня обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о взыскании с Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций
Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) 16884 рублей 80 копеек таможенных платежей на основании решения Северо-Осетинской таможни от 16.01.2006 N 1, в том числе 12300 рублей ввозной таможенной пошлины, 4374 рублей 54 копеек НДС, 209 рублей 54 копеек пени за период с 22.11.2005 по 21.12.2005.

Решением от 11.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2006, суд взыскал с Управления 547 рублей ввозной таможенной пошлины, 590 рублей 764 копейки НДС, 149 рублей 80 копеек пени за период с 22.11.2005 по 21.12.2005. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.

Судебные акты мотивированы тем, что Управление не доказало целевое использование части гуманитарного груза - подтоварников пластмассовых, поэтому обязано уплатить соответствующие таможенные платежи. Принадлежность курток женских к гуманитарной помощи подтверждена удостоверением (выпиской) из протокола от 07.04.2006 N 3/16 заседания Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Северо-Осетинская таможня с кассационной жалобой на решение от 11.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 04.12.2006, в которой просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять новое решение. Заявитель отмечает, что удостоверение, подтверждающее состав гуманитарной помощи, действительно в течение года. Управление по истечении года обратилось за уточнением удостоверения и подтверждением принадлежности курток женских и подтоварников пластмассовых к гуманитарной помощи, т.е. за пределами срока действия удостоверения. Законодательством не предусмотрено право получателя гуманитарной помощи представлять соответствующие документы после таможенного оформления товара. Подтверждение Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации о включении курток женских в состав гуманитарной
помощи, полученное по истечении действия удостоверения, недействительно и не подтверждает право на льготу при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Управление отзыв на кассационную жалобу не представило.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, от Республиканского Фонда “Мехржон-спорт“ (Республика Узбекистан) в адрес Управления 23.09.2004 поступил груз общим весом 23783 кг общей стоимостью 1058503 рубля 70 копеек. Груз поступил в рамках оказания помощи семьям погибших (умерших) граждан и гражданам, пострадавшим в результате террористической акции в г. Беслане, в числе гуманитарной помощи от различных государств, организаций и физических лиц.

Управление 23.09.2004 обратилось в Северо-Осетинскую таможню с письмом N 1281 (т. 1, л.д. 32), в котором просило, учитывая экстренность, большую политическую и общечеловеческую значимость гуманитарной акции, а также отсутствие на момент приема груза гуманитарной помощи решения Правительства Российской Федерации, разрешить оформление груза по временной ГТД в режиме “Им 95“ в порядке, установленном указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.04.96 N 01-14/354, с последующим представлением ГТД и других документов. Согласно резолюции руководителя Северо-Осетинской таможни на указанном письме Управлению 23.09.2004 разрешено оформление груза.

Во исполнение распоряжения Республиканской комиссии по приему, складированию и распределению гуманитарной помощи, поступившей в связи с трагическими событиями, произошедшими 1 - 3 сентября 2004 года в г. Беслане, от 23.09.2004 (т. 1, л.д. 30) Управление по акту приема - передачи от 23.09.2004 (т. 1, л.д. 31) передало АМС Правобережного района РСО - Алания груз, прибывший из Ташкента, общим весом
23783 кг, всего 38 наименований, в том числе куртки женские ст. 78100-Sh-6 в количестве 78 штук.

Впоследствии Управление 21.11.2005 представило в Северо-Осетинскую таможню ГТД N 10307020/211105/0000065 (т. 1, л.д. 37) на оформление гуманитарной помощи по прилагаемой к ГТД спецификации. К ГТД приложена выписка N 000234 из протокола (удостоверение) Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации от 24.11.2004 N 5 (т. 1, л.д. 9).

Из-за отсутствия в спецификации, подтвержденной удостоверением Комиссии, курток женских и подтоварников пластмассовых Северо-Осетинская таможня признала неправомерным предоставление Управлению льготы в отношении данных товаров. Управлению начислено 16884 рубля 80 копеек таможенных платежей, в том числе 12300 рублей ввозной таможенной пошлины, 4374 рубля 54 копейки НДС, 209 рублей 54 копейки пени за период с 22.11.2005 по 21.12.2005. Северо-Осетинская таможня в адрес Управления направила требование от 21.12.2005 N 32 (т. 1, л.д. 18), в котором предложила в срок до 11.01.2006 уплатить доначисленные таможенные платежи.

Управление не исполнило данное требование. Северо-Осетинская таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления указанных таможенных платежей.

Отказывая частично в удовлетворении требований, суд обоснованно руководствовался следующим. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации и вывозе с этой территорий товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, и других подобных случаев, таможенное оформление товаров производится в упрощенном виде и в первоочередном порядке (статья 67 Таможенного кодекса Российской Федерации).

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в статье 67 Кодекса, выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие
идентифицировать товары, а также представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены после выпуска товаров, уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата в порядке, определяемом главой 31 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен Кодексом (статья 150 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 утверждены Порядок оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации (далее - Порядок) и форма удостоверения. Приказом Государственного таможенного комитета от 25.05.2000 N 429 утверждена Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи.

Указанным Порядком предусмотрено, что решения о подтверждении принадлежности к гуманитарной помощи (содействию) средств и товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, а также работ и услуг принимаются Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации (далее - Комиссия). Перечень документов, подтверждающих гуманитарный характер оказываемой помощи (содействия), определяется Комиссией. Эти документы представляются получателями гуманитарной помощи (содействия), а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом целевого назначения получаемой гуманитарной помощи (содействия).

Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывает ее председатель (заместитель председателя).

Комиссия на основании своего решения выдает удостоверение, подтверждающее принадлежность средств, товаров, работ и
услуг к гуманитарной помощи (содействию), по утвержденной форме. Удостоверение представляется в налоговые и таможенные органы с целью предоставления в установленном порядке определенных законодательством Российской Федерации налоговых и таможенных льгот.

Налоговые и таможенные льготы предоставляются получателям гуманитарной помощи только при наличии указанного удостоверения, выдаваемого в установленном порядке Комиссией.

Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“ (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствии и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

В статье 4 Закона указано, что контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров (распоряжение ими) в
иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.

По смыслу приведенных правовых норм обязанность по уплате таможенных платежей может быть возложена на декларанта только в том случае, если гуманитарная помощь получена и использована им в целях, отличных от указанных в статье 1 Закона.

Управление вновь обратилось в Комиссию по вопросам международной гуманитарной помощи для уточнения перечня товаров. Комиссия выдала новое удостоверение от 07.04.2006 N 3 (16) и спецификацию к нему, где наряду с остальными товарами указаны “куртки женские“ и “подтоварники пластмассовые“. Как следует из записи на данном удостоверении, оно выдано для подтверждения решения Комиссии от 24.11.2004 (протокол N 5) с учетом уточнения получателя гуманитарной помощи, спецификации, плана распределения.

Таким образом, удостоверение Комиссии, оформленное выпиской из протокола от 07.04.2006 N 3(16), подтверждает факт того, что поступивший из Узбекистана груз признан Комиссией гуманитарной помощью, и, следовательно, таможенные льготы в отношении данного груза Управлению предоставлены правомерно.

Ссылка таможенного органа на то, что удостоверение Комиссии от 07.04.2006 N 3(16) выдано за пределами годичного срока действия удостоверения (пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335), несостоятельна в связи со следующим.

Согласно пунктам 14 - 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.12.99 N 1335 контроль за целевым использованием гуманитарной помощи (содействия) осуществляется, в том числе, Федеральной таможенной службой.

Федеральная таможенная служба ежеквартально представляет в Комиссию информацию по таможенному оформлению гуманитарной помощи (содействия) по форме и в сроки, согласованные с Комиссией.

Декларант обязан своевременно представить документы для таможенного оформления, поэтому заявитель
обязан потребовать у Управления своевременное представление декларации и прилагаемых документов. При своевременном выявлении расхождения в перечне товаров декларант имел возможность в пределах срока действия удостоверения обратиться в Комиссию и внести необходимые изменения. Обращение ГУ управления к Комиссии за пределами годичного срока действия удостоверения связано с тем, что не только декларантом, но и Северо-Осетинской таможней своевременно не выявлены расхождения в спецификации. Декларант не был своевременно извещен о них и не имел возможности своевременно представить необходимые уточнения.

Материалами дела подтверждается, что непосредственно после получения гуманитарной помощи Управление передало в составе иной гуманитарной помощи и куртки женские. Следовательно, подтвержден факт того, что куртки женские в количестве 78 штук ввезены на территорию Российской Федерации и использованы в качестве гуманитарной помощи, а потому и в отношении указанного товара подлежали применению таможенные льготы.

Заявитель в кассационной жалобе фактически выражает свое несогласие с оценкой судом первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств. Однако переоценка доказательств недопустима при производстве по делу в арбитражном суде кассационной инстанции.

Нормы права при разрешении спора применены судом верно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов в обжалуемой части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Судебные акты в части удовлетворения требований таможни не оспариваются. Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения и постановления апелляционной инстанции в данной части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 333.37 Налогового
кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе относится на заявителя, освобожденного от судебных расходов.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 04.12.2006 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1483/2006-11 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.