Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2007 N Ф08-6801/2006 по делу N А25-1092/2006-7 Установлением ставок арендной платы в зависимости от места регистрации хозяйствующего субъекта, которое не связано с оценкой экономических характеристик участка и не зависит от вида использования участка и категории арендатора, ставит субъектов в неравные условия и противоречит статье 7 Закона о конкуренции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 января 2007 года Дело N Ф08-6801/2006“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике, в отсутствие заявителя - мэрии муниципального образования г. Черкесска, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 10.10.2006 по делу N А25-1092/2006-7, установил следующее.

Мэрия муниципального образования г. Черкесска (далее - мэрия) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о
признании незаконными решения от 28.07.2006 N 668-1 и предписания от 28.07.2006 N 8, в соответствии которыми мэрии предложено устранить нарушения антимонопольного законодательства и отменить коэффициенты для расчета арендной платы за землю, дифференцированные в зависимости от форм собственности и места регистрации хозяйствующих субъектов.

Решением от 10.10.2006 заявление удовлетворено на том основании, что при издании нормативного акта, установившего ставки арендной платы за землю, мэрия не допустила нарушений антимонопольного законодательства.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе управление просит решение отменить, поскольку выводы суда противоречат антимонопольному законодательству.

В отзыве на жалобу мэрия просит судебный акт оставить без изменения.

В судебном заседании представитель управления повторил доводы, изложенные в жалобе.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя заинтересованного лица, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением главы г. Черкесска от 27.02.2006 N 663 “О ставках арендной платы на земельные участки на территории г. Черкесска“ установлены базовые ставки арендной платы за землю в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков и их местоположения.

Управление, полагая, что орган местного самоуправления в нарушение Конституции Российской Федерации и Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон о конкуренции) установил ставки арендной платы в зависимости от форм собственности и места регистрации субъектов хозяйственной деятельности, приняло решение от 28.07.2006 N 668-1, в котором предложило мэрии устранить нарушения антимонопольного законодательства.

В предписании от 28.07.2006 N 8 управление обязало главу г. Черкесска в срок до 17.08.2006 отменить дифференцированные коэффициенты для расчета арендной платы за землю, определенные
в зависимости от форм собственности и места регистрации хозяйствующих субъектов.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления вправе определять размер арендной платы за землю, условия и сроки ее внесения. Мэрия, устанавливая режим пользования земельными участками, действовала в рамках своих полномочий и действующего законодательства. Суд не усмотрел в действиях мэрии создания дискриминационных условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 N 209-О, плата за землю может устанавливаться по зонам различной градостроительной ценности, по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка, на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков (экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне).

Таким образом, орган местного самоуправления вправе устанавливать размеры арендной платы в зависимости от экономических характеристик земельных участков, а также в зависимости от вида их использования и категорий арендаторов. Вывод суда об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства в части, касающейся установления ставок арендной платы в зависимости от категорий арендаторов и вида использования земельных участков, является правильным.

Согласно статье 7 Закона о конкуренции (в редакции, действовавшей на дату принятия управлением оспариваемых актов и решения суда от 10.10.2006) органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

В приложении к постановлению главы г. Черкесска от 27.02.2006 N 663 “О ставках арендной платы на земельные участки на территории г. Черкесска“ установлены
различные ставки арендной платы для организаций, объектов физкультуры и спорта реабилитационно-оздоровительного направления, зарегистрированных в г. Черкесске, и прочих организаций.

Установление ставок арендной платы в зависимости от места регистрации хозяйствующего субъекта не связано с оценкой экономических характеристик участка, а также не зависит от вида использования участка и категории арендатора. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие одинаковую деятельность, но зарегистрированные на территории г. Черкесска и в иных населенных пунктах, поставлены в неравные условия. Таким образом, применение нормативного акта органа местного самоуправления, в котором ставки арендной платы за землю дифференцированы в зависимости от места регистрации субъектов, противоречит статье 7 Закона о конкуренции. В этой части решение от 28.07.2006 N 668-1 и предписание от 28.07.2006 N 8 соответствуют антимонопольному законодательству, и основания для признания их недействительными отсутствуют.

Учитывая изложенное, решение от 10.10.2006 следует изменить, отказав мэрии в признании недействительными решения от 28.07.2006 N 668-1 и предписания от 28.07.2006 N 8 в части, касающейся нарушения антимонопольного законодательства при определении ставок арендной платы за землю в зависимости от места регистрации хозяйствующих субъектов.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу от 10.10.2006 N А25-1092/2006-7 изменить, признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 28.07.2006 N 668-1 и предписание от 28.07.2006 N 8 в части прекращения нарушения статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.91 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, касающейся установления ставок арендной платы за землю в зависимости от формы собственности и отмены дифференцированных коэффициентов для расчета арендной платы за землю,
установленных в зависимости от формы собственности.

В остальной части в удовлетворении заявления мэрии муниципального образования г. Черкесска отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.