Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2007 N Ф08-6948/2006-2861А по делу N А77-778/2005 Перераспределив в нарушение требований действующего законодательства бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью для финансирования фонда, и направив их на нужды Министерства здравоохранения Чеченской Республики, Правительство Республики нарушило права и законные интересы фонда в сфере экономической деятельности, создало реальные препятствия для нормальной реализации фондом функций и задач, которые возложены на него нормативными правовыми актами, регулирующими его деятельность.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 января 2007 года Дело N Ф08-6948/2006-2861А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики, заинтересованных лиц - Правительства Чеченской Республики и Министерства финансов Чеченской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Чеченской Республики на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 19 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Ингушетия от 11 октября 2006 года по делу N А77-778/2005, установил следующее.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чеченской Республики (далее - фонд) обратился в Арбитражный
суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству финансов Чеченской Республики и Правительству Чеченской Республики о взыскании 126541730 рублей задолженности по уплате страховых взносов за 2002 - 2004 годы и пени за просрочку ее уплаты.

В судебном заседании фонд уменьшил размер исковых требований до 114282056 рублей.

Решением суда от 19 октября 2005 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11 октября 2006 года, заявление удовлетворено, с Правительства Чеченской Республики в доход бюджета фонда взыскано 114282056 рублей.

Судебные акты мотивированы тем, что в нарушение Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ и Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, Правительство Чеченской Республики не перечислило фонду платежи, предусмотренные в бюджете Чеченской Республики на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Чеченской Республике.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось Правительство Чеченской Республики с кассационной жалобой, в которой просит решение от 19 октября 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 11 октября 2006 года отменить. Заинтересованное лицо отмечает, что из-за отсутствия в бюджете Чеченской Республики средств на приобретение медицинского оборудования и инвентаря для оказания помощи многочисленным пострадавшим в результате крупных террористических акций (27.12.2002 в г. Грозном, 12.05.2003 в с. Знаменское Надтеречного района и 15.05.2003 в с. Белоречье Гудермесского района) Правительство Чеченской Республики согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с решениями правления фонда направило указанные средства на нужды Министерства здравоохранения Чеченской Республики - приобретение
медицинского оборудования и инвентаря. Лимиты бюджетных обязательств до фонда не доведены, следовательно, Правительство Чеченской Республики в силу статей 222, 223 Бюджетного кодекса Российской Федерации не может нести обязательств по финансированию фонда. В 2002 - 2004 годах не разработаны программы по финансированию территориальных фондов обязательного медицинского страхования из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Предусмотренные в бюджете Чеченской Республики в 2002 - 2004 годах средства для фонда на финансирование неработающего населения не могли покрыть расходы на предоставление помощи определенного объема и качества или иных услуг, определенных в абзаце 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, поэтому Правительство Чеченской Республики вносило изменения в сводную бюджетную роспись Чеченской Республики в целях перераспределения бюджетных средств с одной расходной статьи на другую для более эффективного их использования. Денежные средства, заложенные в бюджете Чеченской Республики, не являлись строго целевыми средствами фонда, даже если и предусмотрены в бюджете по расходной статье на финансирование фонда. Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 29.12.2004 N 754-р расходы на финансирование фонда в 2004 году снижены с 41292 тыс. рублей до 26292 тыс. рублей. Фонд не выполнил пункт 3 распоряжения Правительства Чеченской Республики от 14.12.2004 N 710-р “О завершении исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики за 2004 год по расходам“, поэтому основания для его финансирования в 2004 году отсутствовали.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Во исполнение Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ в консолидированном
бюджете Чеченской Республики предусмотрены денежные средства, подлежащие перечислению фонду для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения в Чеченской Республике: в 2002 году - 21 млн. рублей, в 2003 году - 37202 тыс. рублей, в 2004 году - 41292 тыс. рублей.

Правительство Чеченской Республики и Министерство финансов Чеченской Республики в 2002 - 2003 годах не осуществляли платежи в бюджет фонда, в 2004 году перечислили 10 млн. рублей, недоплата составила 89494 тыс. рублей.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен (статья 17 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 “О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год“ (далее - Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в
установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение (пункт 3 данного Положения).

Правительство Чеченской Республики на правах главного распорядителя бюджетных средств республики распоряжениями от 31.07.2003 N 482-рп и от 24.09.2003 N 597-рп выделило Министерству здравоохранения Чеченской Республики в 2003 году 37202 тыс. рублей, предусмотренных в бюджете Чеченской Республики на 2003 год по разделу “Обязательное медицинское страхование“.

На основании заявления прокуратуры решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 17 октября 2006 года и постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Ингушетия от 15 февраля 2006 года по делу N А77-1067/2005, оставленными без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 июля 2006 года, распоряжения от 31.07.2003 N 482-рп и от 24.09.2003 N 597-рп признаны недействительными, как противоречащие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

В статье 220 Кодекса установлено, что в течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. В соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью возникают бюджетные обязательства, лимит которых не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал, за исключением случаев,
предусмотренных Кодексом (статьи 222, 224 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что обязательства бюджета Чеченской Республики по финансированию фонда в 2003 году не возникли, поскольку до фонда не доведены лимиты бюджетных обязательств, противоречит указанным нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно Положению о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования (в редакции Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ) фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Финансовые средства фонда формируются, в частности, за счет части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пункт 1 раздела 4 Положения).

Перераспределив в нарушение требований действующего законодательства бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью для финансирования фонда, и направив их на нужды Министерства здравоохранения Чеченской Республики, Правительство Чеченской Республики нарушило права и законные интересы фонда в сфере экономической деятельности, создало реальные препятствия для нормальной реализации фондом тех функций и задач, которые возложены на него нормативными правовыми актами, регулирующими его деятельность.

В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25-го числа текущего месяца.

В нарушение Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ и Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Правительство Чеченской Республики не перечислило фонду все платежи, предусмотренные в бюджете Чеченской Республики на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Чеченской Республике. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Пеня по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения начисляется в размерах 0,1 процента с суммы недоимки за каждый день просрочки (пункт 7 Положения).

На плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства (пункт 8 Положения). Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.

Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и материалы дела, надлежаще оценил их.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.

Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе относится на Правительство Чеченской Республики, однако взысканию не подлежит в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19 октября 2005 года Арбитражного суда Чеченской Республики и постановление апелляционной инстанции от 11 октября 2006 года Арбитражного суда Республики Ингушетия по делу N А77-778/2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без
удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.