Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2007 N А10-1816/07-Ф02-9001/07 по делу N А10-1816/07 В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов отказано правомерно, так как неприменение ККТ по причине ее неисправности также влечет ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2007 г. N А10-1816/07-Ф02-9001/07

!Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,

с участием в судебном заседании представителей: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия - Гынденовой Т.В. (доверенность от 14.11.2006 N 59), общества с ограниченной ответственностью “Шабли“ - Багадаева Е.Р. (доверенность от 10.12.2007), Гавриловой Л.Н. (доверенность от 10.12.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Шабли“ на решение от 17 мая 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2007 года по делу N А10-1816/07 (суд первой инстанции:
Рабдаева Л.Ю.; суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Лешукова Т.О., Доржиев Э.П.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Шабли“ (далее - ООО “Шабли“, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Бурятия (далее - налоговая инспекция) от 24.04.2007 N 76 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 17 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, сбой в операционной системе компьютера, обслуживающего данную контрольно-кассовую машину, произошел по не зависящим от бармена причинам, о котором он заранее знать не мог.

Заявитель считает, что при отсутствии вины юридического лица отсутствует и факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители общества в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает ее необоснованной и просит отказать в ее удовлетворении.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 12.12.2007 до 10 часов.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела
доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 13.04.2007 налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения законодательства по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в кафе “Шабли“, принадлежащем обществу, расположенном по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Кирова, 19.

В ходе проверки установлен факт неприменения барменом-стажером контрольно-кассовой техники при оказании услуги на сумму 570 рублей, чек не был отбит и не вручен покупателю.

По результатам проверки составлены акт N 0326-05-26/1-219 и протокол об административном правонарушении от 13.04.2007 N 86.

24.04.2007 руководителем налогового органа вынесено постановление N 76 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным и отмене указанного постановления.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, подтверждения факта его совершения.

Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 53-ФЗ “О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со статьей 5 Закона организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Исходя из смысла Закона N 54-ФЗ и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ применение неисправной контрольно-кассовой техники влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в тех случаях, когда контрольно-кассовая машина используется без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Таким образом, неприменение контрольно-кассового аппарата по причине его неисправности также влечет ответственность, предусмотренную статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт правонарушения, а также виновность общества в его совершении подтверждается актом проверки N 0326-05-26/1-219, протоколом об административном правонарушении от 13.04.2007 N 86, объяснениями бармена-стажера, директора общества, актом заключения о техническом состоянии оборудования.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу о том, что обстоятельства правонарушения доказаны налоговым органом, поскольку факт отсутствия на контрольной ленте от 13.04.2007 в фискальной памяти контрольно-кассового
аппарата информации о проведенном денежном расчете по указанной сумме, установлен судами и подтверждается материалами дела.

Довод кассационной жалобы об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что сбой в операционной системе компьютера обслуживающим данную контрольно-кассовую машину произошел по не зависящим от бармена причинам, отклоняется судом кассационной инстанции.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, признается невиновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, либо данным лицом были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт правонарушения, совершенного обществом, непринятия им всех зависящих от него мер по соблюдению названного Закона, доказан налоговым органом и подтвержден соответствующими доказательствами, получившими надлежащую оценку суда первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечение к административной ответственности осуществлено в установленном законом порядке компетентным органом.

Доводы заявителя Ф.И.О. содержащимся в апелляционной жалобе, которые проверены судом апелляционной инстанции и обоснованно не приняты во внимание по мотивам, приведенным в постановлении суда.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.

С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17 мая 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного
апелляционного суда от 31 августа 2007 года по делу N А10-1816/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.И.СМОЛЯК