Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.11.2007 N А33-5587/07-Ф02-8597/07 по делу N А33-5587/07 Суд правомерно признал незаконным бездействие администрации по заявлению об установлении назначения земельного участка, поскольку в установленные законом сроки администрация не рассмотрела поданное заявление, чем нарушила права заявителя и создала препятствия для осуществления деятельности в части исчисления земельного налога и иной экономической деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2007 г. N А33-5587/07-Ф02-8597/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Гуменюк Т.А., Кадниковой Л.А.,

с участием в судебном заседании представителя открытого акционерного общества “Ачинсксельхозтехника“ - Клюева В.Н. (ан УВД г. Ачинска Красноярского края 18.12.2001),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ачинсксельхозтехника“ на решение от 16 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5587/07 (суд первой инстанции: Рудова Л.А.),

установил:

открытое акционерное общество “Ачинсксельхозтехника“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Муниципальному образованию г. Ачинска в
лице администрации г. Ачинска (далее - администрация) о признании недействительным бездействия администрации города Ачинска, по заявлению общества от 21.12.2006 исх. N 281 об установлении назначения (целевого использования) земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:0005, площадью 36363,0 кв.м, расположенного по адресу: город Ачинск Красноярского края, улица 5 июля, N 5, и обязании администрации г. Ачинска в целях восстановления нарушенного права, совершить действия по актуализации целевого назначения: “земля для эксплуатации производственной базы“, предоставленного действующим государственным свидетельством рег. N 0076, выданным в соответствии с постановлением администрации г. Ачинска от 05.101992 N 381-п, с установкой разрешенного использования: “земля под сельскохозяйственными объектами“, являющимися фактическим видом использования земельного участка категории: “земля поселений“.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 июля 2007 года бездействия администрации г. Ачинска по заявлению N 281 от 21.12.2006 ОАО “Ачинсксельхозтехника“ признаны незаконными как противоречащие Земельному кодексу Российской Федерации.

На администрацию г. Ачинска возложена обязанность в 10-дневный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО “Ачинсксельхозтехника“ путем рассмотрения его заявления об установлении назначении (целевого использования) земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:0005, площадью 36363,0 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, улица 5-го Июля, 5.

По заявлению общества Арбитражный суд Красноярского края определением от 20 сентября 2007 года разъяснил порядок исполнения решения суда от 16 июля 2007 года в соответствии со статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обязал административный орган устранить допущенные им нарушения путем рассмотрения заявления об установлении назначении (целевого использования) земельного участка по существу и принятия решения в установленные судебным актом сроки.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись
с принятым судебным актом, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом были проигнорированы требования общества, касающиеся установления разрешенного вида использования “под сельскохозяйственными объектами“, так как в указанной части требования были оставлены без рассмотрения.

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 91140 от 30.10.2007, N 91141 от 31.10.2007), однако представитель администрации в судебное заседание не явился, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 22.11.2007 до 10 часов.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, общество 21.12.2006 обратилось в Администрацию города Ачинска с заявлением N 281 об установлении вида целевого назначения земельного участка с кадастровым номером 24:43:0126030:0005, площадью 36363,0 кв.м, расположенного по адресу: г. Ачинск, Красноярского края, улица 5-го Июля, 5, - земли под сельскохозяйственными зданиями (строениями), в категории земель поселений, учитывая его фактическое использование.

Данное заявление получено Администрацией г. Ачинска 22.12.2006, однако рассмотрено
не было, что явилось основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Красноярского края.

В соответствии с частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, решение или действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае признания незаконными действий или бездействия органа или
должностного лица арбитражный суд своим решением обязывает их устранить допущенные правонарушения и определяет порядок и срок восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Из статьи 10 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ следует, что до разграничения государственной собственности распоряжение на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Одним из принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земельный участок с кадастровым номером 24:43:0126030:0005, площадью 36363,0 кв.м, расположенный по адресу город Ачинск, Красноярского края, улица 5-го Июля, N 5, находится в границах муниципального образования города Ачинска, в южной промзоне,
в категории земель - земли поселений.

В соответствии со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель поселений могут входить земельные участки в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального значения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения.

Из протокола осмотра от 04.08.2005 видно, что используемые ОАО “Ачинсксельхозтехника“ земельные участки являются землями сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты, в связи с чем нерассмотрение вопроса по актуализации целевого назначения для общества имеет существенное значение.

Администрация в установленные законом сроки заявление общества не рассмотрела, в связи с чем совершила бездействия, которые нарушают права заявителя и создают препятствия для осуществления деятельности в части исчисления земельного налога и иной экономической деятельности, а также противоречат требованиям земельного законодательства.

При таких обстоятельствах заявленные требования общества Арбитражным судом Красноярского края правомерно признаны незаконными и на администрацию г. Ачинска возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ОАО “Ачинсксельхозтехника“.

Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, получившим надлежащую оценку суда в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Правовых оснований для переоценки выводов суда, учитывая требования статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для
удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5587/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Л.А.КАДНИКОВА