Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2007 N А33-6582/07-Ф02-8619/07 по делу N А33-6582/07 Суд удовлетворил заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления службы финансово-бюджетного надзора о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, поскольку нормативными актами ЦБ РФ справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2007 г. N А33-6582/07-Ф02-8619/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Смоляк Л.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

представители сторон в судебном заседании участия не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Енисейский бумажно-целлюлозный комбинат“ на решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 июля 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2007 года по делу N А33-6582/07 (суд первой инстанции: Шайхутдинов Е.М.; суд апелляционной инстанции: Демидова Н.М., Колесникова Г.А., Первухина Л.Ф.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Енисейский бумажно-целлюлозный комбинат“ (далее - ООО “Енисейский ЦБК“, общество, резидент) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - ТУ ФСФБН, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 04-07/1519П от 24.04.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 6 июля 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 8 августа 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО “Енисейский ЦБК“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотиву нарушения судом норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, административным органом не доказана вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Заявитель считает, что при вынесении обжалуемых судебных актов не учтена малозначительность совершенного деяния.

Заявитель обращает внимание суда на то, что административный орган в нарушение статьи 29.4 КоАП РФ не известил законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В отзыве на кассационную жалобу административный орган полагает приведенные доводы необоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, принятые судебные акты оставить без изменения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 91362, N 91363 от 29.10.2007), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

ТУ ФСФБН заявлено ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы до поступления разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в связи с письмом Банка России от 19.10.2007 N 014-12-1/4507. В удовлетворении ходатайства ТУ ФСФБН отказано в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ТУ ФСФБН проведена проверка соблюдения ООО “Енисейский ЦБК“ валютного законодательства Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее.

22.08.2005 общество заключило внешнеторговый контракт N Е-517/05 с обществом с ограниченной ответственностью “ПАПЕР“ (Украина) (далее - нерезидент), предусматривающий вывоз газетной бумаги с территории Российской Федерации на общую сумму 2300 000, 00 рублей.

По данному контракту обществом в уполномоченном банке - филиале АК Сбербанка РФ (ОАО) - Красноярском городском отделении N 161 г. Красноярск (далее - банк паспорта сделки) оформлен паспорт сделки N 05100002/1481/0678/1/0.

Согласно ведомости банковского контроля по паспорту сделки (далее - ПС) N 05100002/1481/0678/1/0 по состоянию на 26.02.2007 по указанному контракту общество обеспечило получение на свой банковский счет иностранной валюты на общую сумму 1979080,53 долларов США и осуществило поставку товаров на ту же сумму. Товар, продекларированный по ГТД N 10606060/310806/0008494 на сумму 66017,76 долларов США, по вышеуказанному контракту с территории Российской Федерации вывезен 03.05.2006. Срок представления справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих факт вывоза товаров с территории Российской Федерации истек 15.06.2006. Справка о подтверждающих документах
и ГТД N 10606060/310806/0008494, в банк паспорта сделки представлены 06.09.2006, что подтверждается отметкой банка паспорта сделки в справке о подтверждающих документах.

Данный факт был расценен административным органом как нарушение обществом требований части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон о валютном регулировании), пункта 2.4 Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 (далее - Положение N 258-П) и явился основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 06.04.2007 N 04-07/1519.

Постановлением ТУ ФСФБН N 04-07/1519П от 24.04.2007 ООО “Енисейский ЦБК“ привлечено к административной ответственности на основании части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что составило 40000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.

Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из доказанности наличия в действиях ООО “Енисейский ЦБК“ состава вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Закона о валютном регулировании резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 названного Закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Пунктом 11 статьи 23 Закона о валютном регулировании установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для
осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона о валютном регулировании).

Пунктами 2.1, 2.2 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения предельный срок представления документов не превышает 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

Поскольку обществом был нарушен установленный Положением N 258-П срок представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и документов, подтверждающих факт вывоза товаров с территории Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО “Енисейский ЦБК“ объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Между тем, судами не учтено следующее.

Объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты “учет и отчетность по валютным операциям“ и
“документы и информация, связанные с проведением валютных операций“.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления не установлены.

Справка о подтверждающих документах отнесена к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании.

Нормативными актами Центрального банка Российской Федерации справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, что также подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, доведенным до сведения арбитражных судов письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2007 N ВАС-С05/С4-1183.

При таких обстоятельствах объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в действиях ООО “Енисейский ЦБК“ отсутствует.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями допущено неправильное толкование норм материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в данном случае оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации. С учетом названного, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 211, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 июля 2007 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2007 года по делу N А33-6582/07 отменить.

Принять новое решение.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае N 04-07/1519П от 24 апреля 2007 года о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью “Енисейский ЦБК“ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей, признать незаконным и отменить полностью.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.И.СМОЛЯК

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

Л.А.КАДНИКОВА