Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.11.2007 N А19-5470/07-15-Ф02-8557/07 по делу N А19-5470/07-15 Дело по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в возмещении НДС передано на новое рассмотрение, поскольку суд не дал оценку тому факту, что в данном случае основанием для принятия к вычету НДС являются счета-фактуры, полученные от комиссионера.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2007 г. N А19-5470/07-15-Ф02-8557/07

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2007 года,

постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Евдокимова А.И.,

судей: Белоножко Т.В., Брюхановой Т.А.,

с участием представителей сторон:

от индивидуального предпринимателя Ф.И.О. представителя Шпак А.А. (доверенность от 15.08.2007 г.),

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска Краморенко М.Ю. (доверенность N 05-28/5637 от 19.03.2007), Тепляковой В.Н. (доверенность N 05-29/24438 от 12.09.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска на решение от 4 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской
области, постановление от 27 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5470/07-15, (суд первой инстанции: Луньков М.В., суд апелляционной инстанции Григорьева И.Ю., Доржиев Э.П., Лешукова Т.О.),

установил:

индивидуальный предприниматель Ключник Александр Вячеславович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным в части решения N 07-27/1430 от 20.03.2007 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска (далее - инспекция) об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 1 167 862 рублей.

Решением суда от 4 мая 2007 заявленные требования предпринимателя удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 27 августа 2007 года решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды исходили из формальной оценки документов, представленных предпринимателем в обоснование наличия и размера налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, указав на то, что инспекцией не доказан факт применения предпринимателем вычетов с нарушением требований статей 165, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном случае, совокупность установленных по результатам проведенной налоговой проверки обстоятельств, служит непосредственным доказательством необоснованности получения предпринимателем налоговой выгоды и соответственно необоснованности и неподтвержденности предъявления к возмещению из бюджета сумм налоговых вычетов.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса в судебном заседании был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 13 ноября 2007 года.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что есть основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации, представленной предпринимателем по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2006 года принято решение N 07-27/1430 от 20.03.2007, которым отказано в возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 1 167 862 рублей.

Отказывая предпринимателю в возмещении указанной суммы по счетам-фактурам, выставленным поставщиком ООО “СеверЛес“, инспекция исходила из установленных при проведении проверки обстоятельств, которые, свидетельствует о том, что сделки, заключенные предпринимателем с поставщиком, являются формальными, исключительно направленными на получение необоснованной налоговой выгоды без фактического осуществления соответствующих хозяйственных операций: в счетах-фактурах и товарных накладных указан недостоверный адрес продавца, так как поставщик по юридическому адресу не находится, в счетах-фактурах указан неверный адрес грузополучателя, в договоре поставки указан неверный расчетный счет поставщика, операции по расчетному счету ООО “Диаль“, которому перечислялись денежные средства за поставленный ООО “СеверЛес“ товар, носят транзитный характер, поставщик не производит уплату налога в бюджет, грузоотправитель ООО “Фрунзенский лесхоз“ в 2005 году и в 1 квартале 2006 года деятельность не осуществлял.

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне
таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Порядок применения налоговых вычетов регулируется статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, является счет-фактура.

Согласно пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом
сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Предпринимателем в подтверждение права на применение налоговых вычетов представлены на проверку необходимые документы соответствующие установленным требованиям, соблюдены условия, предусмотренные вышеназванными положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекцией проведен комплекс мероприятий налогового контроля и анализ хозяйственных операций по документам о приобретении лесопродукции, которыми не подтверждается факт приобретения именно у ООО “СеверЛес“. Предпринимателем не могли быть получены лесоматериалы по той схеме поставок, документы о которых представлены экспортером в обоснование наличия и размера налоговых вычетов.

Как видно из материалов дела приобретение лесопродукции происходило по следующей схеме поставок: предприниматель приобрел у посредника перепродавца ООО “СеверЛес“, который приобрел у заготовителя ООО “Фрунзенский леспромхоз“.

Представленные предпринимателем документы формальны: договор поставки от 30.12.2005, заключенный между предпринимателем и ООО “СеверЛес“ содержит не подтвержденные документально, на момент составления, сведения о расчетном счете; счет-фактура ООО “СеверЛес“ выставлена в мае 2006 года, оплачена предпринимателем в октябре - ноябре 2006 года на расчетный счет ООО “Диаль“, с которого в однодневный срок транзитом денежные средства перечислены на счет ООО “Лесхоз Новоиркутский“ по договору о взаимном сотрудничестве. При этом на расчетный счет ООО “Фрунзенский леспромхоз“ денежные средства ООО “СеверЛес“ не перечислены. По расчетному счету ООО “СеверЛес“ нет никаких расходов, свидетельствующих о реальном осуществлении хозяйственной деятельности.

В целях подтверждения взаимоотношений ООО “СеверЛес“ и ООО “Фрунзенский леспромхоз“ затребованы документы, в том числе товарно-транспортные. Документы не представлены. На запрос в налоговый орган получен ответ о том, что налогоплательщик привлечен к ответственности за
нарушение законодательства о налогах и сборах. Согласно отчету о прибылях и убытках за 2005 год ООО “Фрунзенский леспромхоз“ финансово-хозяйственную деятельность не осуществлял. Декларации по налогу на добавленную стоимость за 2005 - 2006 годы не представлял.

Из изложенного инспекцией сделан вывод о том, что сделки по перепродаже лесопродукции ООО “СеверЛес“, полученной от ООО “Фрунзенский леспромхоз“ предпринимателю Ключнику имеют место только на бумаге, а перечисление денежных средств за лесоматериалы фактически связано не с реальными взаиморасчетами, а с обналичиванием денежных средств. И значит, денежные потоки по рассмотренным сделкам не обеспечили последовательность расчетов за приобретенный товар и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость участниками последовательных сделок купли-продажи леса. Данному обстоятельству оценка судами не дана.

Инспекцией отказано и в возмещении налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным ФГУ “Всероссийский центр карантина растений“, ЗАО “Евросиб СПб-транспортные системы“ в адрес комиссионера ООО “Маяк 04“.

Согласно материалам дела между предпринимателем (комитент) и ООО “Маяк 04“ (эмиссионер) заключен договор комиссии от 10.01.05 N 5, в соответствии с которым комитент обязан возместить комиссионеру все расходы, понесенные последним при исполнении лежащих на нем в соответствии с договором обязанностей.

На основании счетов-фактур, выставленных комиссионером в адрес предпринимателя, отчета о распределении экспортной выручки по договору комиссии от 10.01.05 N 5 за май 2006 года, установлено, что ООО “Маяк 04“, как комиссионером, произведены затраты на оформление сертификатов и понесены транспортно-экспедиционные расходы в рамках заключенного договора комиссии N 5 от 10.01.05.

В данном случае основанием для принятия к вычету налога на добавленную стоимость являются счета-фактуры, полученные от комиссионера. Договор комиссии от 10.01.2005 N 5, счета-фактуры ООО “Маяк 04“ представлялись
предпринимателем на проверку налоговым органом. Эти счета-фактуры выставлены в адрес иных лиц, не предпринимателю Ключнику, а в адрес ООО “Маяк 04“. Данному доводу судами также не дана оценка.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что в связи с нарушением статей 167, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 4 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 27 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-5470/07-15 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Т.А.БРЮХАНОВА