Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.11.2007 N А33-8100/07-Ф02-8470/07 по делу N А33-8100/07 Заявление о признании незаконными действий налогового органа по принудительному списанию пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог с расчетного счета предприятия в банке на основании инкассового поручения удовлетворено правомерно, поскольку спорное поручение направлено в банк за пределами срока, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2007 г. N А33-8100/07-Ф02-8470/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Косачевой О.И.,
судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального предприятия “Красноярское управление по строительству, ремонту и эксплуатации мостов, дорог и инженерных сооружений“ Администрации города Красноярска Крикуна Ю.В. (доверенность от 04.07.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска на решение от 6 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8100/07 (суд первой инстанции: Петракевич Л.О.),
установил:
муниципальное предприятие “Красноярское управление по строительству, ремонту и эксплуатации мостов, дорог и инженерных сооружений“ Администрации города Красноярска (предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска по принудительному списанию пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 698912 рублей 81 копейка с расчетного счета предприятия в банке на основании инкассового поручения N 188132 от 31 мая 2007 года.
Решением суда от 6 августа 2007 года заявленные предприятием требования удовлетворены. Признаны незаконными действия налоговой инспекции по принудительному взысканию пеней в сумме 698912 рублей 81 копейка с расчетного счета предприятия в банке на основании инкассового поручения N 188132 от 31 мая 2007 года.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговой инспекцией соблюден порядок принудительного взыскания денежных средств налогоплательщика, поскольку инкассовое поручение N 188132 от 31 мая 2007 года было выставлено на основании требования N 143430 от 18.09.2001 об уплате пеней и решения N 46762 от 25.10.2001 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Налоговая инспекция считает, что ограничение срока для взыскания с налогоплательщика денежных средств путем выставления инкассовых поручений, а также порядок и сроки выставления и направления повторных инкассовых поручений Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Предприятие в отзыве на кассационную жалобу отклонило указанные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании кассационной инстанции представитель предприятия подтвердил возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление N 89752 от 29.10.2007), однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговая инспекция требованием от 18.09.2001 N 143430 предложила предприятию уплатить пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 698912 рублей.
В связи с неисполнением предприятием названного требования налоговая инспекция вынесла решение от 25.10.2001 N 46762 о взыскании указанной суммы пеней за счет денежных средств предприятия на счетах в банках, на основании которого 25.10.2001 выставила инкассовое поручение N 5489 к расчетному счету предприятия в ЗАО “АИКБ “Енисейский объединенный банк“.
Данное инкассовое поручение не было исполнено и возвращено банком в связи с закрытием расчетного счета предприятия 19.11.2004.
Налоговая инспекция на основании указанных требования от 18.09.2001 N 143430 и решения от 25.10.2001 N 46762 выставила 02.03.2007 инкассовое поручение N 180027 о списании с расчетного счета предприятия в ЗАО “Коммерческий банк “Кедр“ пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 698912 рублей 81 копейка.
В связи с неполучением банком указанного инкассового поручения налоговая инспекция выставила инкассовое поручение N 188132 от 31.05.2007 о списании пеней в сумме 698912 рублей со счета предприятия в банке.
Предприятие, считая действия налоговой инспекции по принудительному списанию суммы пеней со счета в банке на основании названного инкассового поручения нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Вывод арбитражного суда об удовлетворении заявленных предприятием требований является правильным.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Пунктами 1, 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.
Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое принимается не позднее двух месяцев после истечения установленного в требовании об уплате налога срока, путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Согласно пункту 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Из приведенных норм права следует строго определенная процедура принудительного взыскания налогов и пени. Перевыставление инкассовых поручений не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации и нарушает указанный порядок принудительного взыскания налогов и пени.
Поэтому довод налоговой инспекции о том, что ограничение срока для взыскания с налогоплательщика денежных средств путем выставления инкассовых поручений Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, не основан на законе.
Следовательно, налоговая инспекция неправомерно выставила инкассовое поручение N 188132 от 31.05.2007 о списании пеней в сумме 698912 рублей со счета предприятия в банке на основании требования от 18.09.2001 N 143430 и решения от 25.10.2001 N 46762, поскольку спорное поручение направлено в банк за пределами срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует и подтверждено налоговой инспекцией, что она ни требование от 18.09.2001 N 143430, ни решение от 25.10.2001 N 46762, ни доказательства их направления предприятию суду не представила в связи с уничтожением дел по истечении срока хранения.
Предприятие отрицает факт получения названных документов.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Учитывая, что при подаче кассационной жалобы налоговой инспекции была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение от 6 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-8100/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.И.КОСАЧЕВА
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
М.А.ПЕРВУШИНА