Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2007 N А74-1050/07-Ф02-8349/07 по делу N А74-1050/07 Суд правомерно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным решения налогового органа о предложении уплатить сумму налоговых санкций, дополнительно начисленного НДС и пени, поскольку налоговым органом не доказано направление требования по юридическому адресу налогоплательщика, а также получение им данного требования и, соответственно, возникновение у последнего обязанности по представлению документов, подтверждающих налоговые вычеты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2007 г. N А74-1050/07-Ф02-8349/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Борисова Г.Н.,

судей: Белоножко Т.В., Евдокимова А.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия на решение от 2 июля 2007 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1050/07 (суд первой инстанции - Парфентьева О.Ю.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ХакМет“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) о признании незаконным ее решения
N 10365 от 18.10.2006.

Решением суда от 2 июля 2007 года заявление общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой в связи с неправильным применением норм материального права просит решение отменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.

Из кассационной жалобы следует, что налогоплательщиком не были представлены истребованные у него для проведения камеральной проверки документы, подтверждающие налоговые вычеты. Поэтому налоговый орган считает, что представление таких документов при судебном разбирательстве не может служить основанием для признания решения инспекции незаконным.

Заявитель кассационной жалобы также указывает, что суд первой инстанции, установив неправомерность предъявления к вычету сумм налога по счетам-фактурам, выставленным ОАО “Хакасэнергосбыт“, не имел оснований для признания решения инспекции незаконным в полном объеме.

В отзыве на кассационную жалобу общество считает изложенные в ней доводы необоснованными и просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда следует оставить без изменения.

Из материалов дела следует, что обществом 20.07.2006 в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2006 года, согласно которой налог исчислен в сумме 117026 рублей, налоговые вычеты заявлены в сумме 147612 рублей и по итогам налогового периода определен к возмещению налог в сумме 30586 рублей.

По результатам камеральной проверки указанной налоговой декларации инспекцией принято решение N 10365 от 18.10.2006 о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), предложении уплатить суммы налоговой санкции, дополнительно начисленного налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.

Основанием принятия указанного решения инспекция указала непредставление обществом документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов.

Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконным решение инспекции, пришел к правильному выводу, о том, что у инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления налога и пеней, привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Кодекса.

Пунктами 1, 2 статьи 171 Кодекса установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, подлежащих налогообложению, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 2 статьи 169 Кодекса установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Нормы главы 21 Кодекса не обязывают налогоплательщика прилагать к декларации документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.

Вместе с тем в силу положений статьи 88 и пункта 1 статьи 93 Кодекса указанные
документы могут быть истребованы налоговым органом при проведении камеральной проверки налоговой декларации.

Инспекция ссылается на направление обществу требования N 22986 от 04.10.2006 о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки.

Суд первой инстанции, оценив представленные инспекцией в судебное заседание документы, подтверждающие направление указанного требования обществу, обоснованно признал, что инспекция не доказала направление требования по юридическому адресу общества, а также получение им указанного требования и, соответственно, возникновение у налогоплательщика обязанности по предоставлению документов, подтверждающих налоговые вычеты.

Обществом при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции были представлены документы в подтверждение правомерности заявленных вычетов, которые по предложению суда были проверены инспекцией. По результатам проверки, инспекция признала, что указанные документы в совокупности подтверждают обоснованность, заявленных обществом налоговых вычетов на сумму 135223 рубля 19 копеек.

Кроме того, арбитражный суд установил, что счета-фактуры N 9200/1/2 от 20.04.2006 и N 14960/1/2 от 22.06.2006, выставленные ОАО “Хакасэнергосбыт“, составлены с нарушением подпункта 2 пункта 5 статьи 169 Кодекса, так как в них неправильно указан адрес покупателя.

В связи с этим суд признал, что инспекция правомерно отказала обществу в применении вычета налога на добавленную стоимость в сумме 1460 рублей 81 копейка.

Однако данное обстоятельство не свидетельствует о правомерности решения инспекции в части привлечения к налоговой ответственности, начисления налога и пеней, поскольку с учетом исчисленных по итогам налогового периода сумм налога и налоговых вычетов необоснованность применения налогового вычета в сумме 1460 рублей 81 копейка не повлекла возникновение у налогоплательщика недоимки, и соответственно, оснований, предусмотренных статьей 75 и пунктом 1 статьи 122 Кодекса, для начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности.

Заявление обществом в уточненной налоговой декларации за
второй квартал 2006 года налоговых вычетов в том же размере и на основании тех же документов не свидетельствует о повторности применения налогоплательщиком налоговых вычетов, так как в данном случае представление уточненной налоговой декларации вызвано принятием инспекцией оспариваемого решения, и на основании указанной налоговой отчетности у налогоплательщика и налогового органа отсутствуют основания, предусмотренные статьями 171, 172 Кодекса для применения вычетов в сумме, превышающей 136684 рублей.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает правильными выводы суда о применении обществом налоговых вычетов в сумме 135223 рубля 19 копеек в соответствии с положениями статей 169, 171, 172 Кодекса, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 2 июля 2007 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1050/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.В.БЕЛОНОЖКО

А.И.ЕВДОКИМОВ