Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2007 N А33-2727/07-Ф02-8262/07 по делу N А33-2727/07 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль удовлетворено правомерно, поскольку средства, полученные учреждением от предприятия уголовно-исполнительной системы, имеют целевое назначение и являются источниками финансирования уставной деятельности, а не безвозмездно полученными денежными средствами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2007 г. N А33-2727/07-Ф02-8262/07

Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2007 года,

постановление в полном объеме изготовлено 8 ноября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Евдокимова А.И.,

судей: Белоножко Т.В., Брюхановой Т.А.,

при участии представителей сторон:

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району города Красноярска Чайковской Н.В. (доверенность от 01.11.2007),

от Федерального государственного учреждения “Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю“ Некрасова А.С. (удостоверение N 025025 выдано 25.08.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району города Красноярска на решение от 23 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от
23 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2727/07 (суд первой инстанции: Калашникова К.Г.; суд апелляционной инстанции: Шевцова Т.В., Блинова Л.Д., Трукшан Ж.П.),

установил:

Федеральное государственное учреждение “Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Красноярска (далее - инспекция) о признании недействительным решения N 133 от 15.12.2006 в части.

Решением от 23 мая 2007 года Арбитражного суда Красноярского края заявленные требования удовлетворены.

Постановлением от 23 июля 2007 года апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 23 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 23 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

По мнению заявителя кассационной жалобы, решение судами принято с нарушением норм материального права. В нарушение налогового законодательства, а именно пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком в составе внереализационных доходов не отражена безвозмездная помощь из прибыли организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему. В нарушение статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации занижена налогооблагаемая база и согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса не исчислен и не уплачен налог на прибыль организаций.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.

Федеральное государственное учреждение
“Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю“ зарегистрировано 13.04.1999 Администрацией Железнодорожного района города Красноярска.

Из материалов дела следует, что инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе налога на прибыль организаций за 2003 - 2005 годы зафиксировано в акте от N 9830.11.2006 и принято решение N 133 от 15.12.2006 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением предложено уплатить суммы налоговых санкций в размере 876480 рублей, доначислен налог на прибыль за 2003 - 2005 годы в размере 4382400 рублей и соответствующие пени в размере 1028039 рублей 02 копейки.

Основанием доначисления налога на прибыль и пеней по данному налогу инспекция указала не отражение в составе внереализационных доходов безвозмездной помощи из прибыли организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, в том числе:

- за 2003 год в сумме 3100000 рублей;

- за 2004 год в сумме 9910000 рублей;

- за 2005 год в сумме 5250000 рублей.

Судебные инстанции, признавая недействительным решение инспекции в указанной части, исходили из того, что учреждение не получает доходов от производственной деятельности, а также не получает доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (например, предоставляя государственное имущество в аренду). Положения Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ не применимы при рассмотрении настоящего дела, поскольку у учреждения иная организационно-правовая форма.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку
оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что прибылью для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Статья 248 Налогового кодекса Российской Федерации относит к доходам доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.

Подпункт 3 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что реализацией товаров, работ или услуг не признается передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

В силу пункта 8 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, не учитываются при определении налоговой базы доходы, в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

В соответствии с пунктом 2 статьи 321.1 Налогового кодекса
Российской Федерации в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

Учреждение является бюджетным и территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным на территории Красноярского края для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания лиц, находящихся под стражей, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания, следственными изоляторами, специальными подразделениями по конвоированию, другими подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, входящими в уголовно-исполнительную систему.

В Положении о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю, а также в Положении о Федеральном государственном учреждении “Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю“ определено, что помимо средств, предусмотренных в федеральном бюджете, учреждение вправе использовать иные источники финансирования, предусмотренные законом и настоящим Положением.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ (в редакции, действующей до 01.01.2005), доходы от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыль предприятий учреждений, исполняющих наказания, после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты используются для улучшения условий содержания осужденных и заключенных, привлечения осужденных к труду, а также для развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания. Федеральный и территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, из доходов от производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и прибыли предприятий учреждений, исполняющих
наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты. Положения о специальных внебюджетных фондах утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.02.2003 N 26 утверждено Положение о специализированных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым источником фондов ГУИН Минюста России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России являются, в том числе, прибыль (доход), полученная от производственно-хозяйственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, и предприятий учреждений, исполняющих наказания. Фонды используются на оказание финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, в том числе для улучшения условий содержания осужденных, развития социальной сферы учреждений, исполняющих наказания, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров и чрезвычайных происшествий, проведения общесистемных мероприятий уголовно-исполнительной системы Минюста России и иных мероприятий.

В связи с внесением с 01.01.2005 в статью 9 названного выше Закона изменений в части исключения возможности создания в центральном и территориальных органах уголовно-исполнительной системы специальных внебюджетных фондов из доходов от производственной деятельности учреждений и предприятий Федеральной службой исполнения наказаний 15.03.2005 издан приказ N 99 “Об оказании финансовой и социальной помощи“, в соответствии с которым территориальным органом ФСИН России формируются средства, предназначенные для укрепления материальной базы по организации и проведению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, проведения общесистемных мероприятий, носящих социальный характер, содействия трудовой занятости осужденных, улучшения медицинского обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы и других целей. Источником формируемых средств ФСИН России и территориальных органов ФСИН России являются доходы от деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы и
прибыль предприятий уголовно-исполнительной системы после уплаты обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством. Организации, входящие в уголовно-исполнительную систему, от чистой прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты обязательных платежей, перечисляют десять процентов на счет ФСИН России и двадцать процентов - на счет соответствующего территориального органа ФСИН России.

В кассационной жалобе инспекция указывает, что в пункте 2 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы производимые за счет этих средств.

Инспекция, в отношении доходов, полученных учреждением от ГУП ОИК-30, данную норму не применяет, так как указанные доходы не относятся к целевому финансированию и целевым поступлениям, в том смысле, который определен данной статьей. Бюджетное учреждение обеспечивается только за счет бюджетных средств в рамках сметы доходов и расходов. Иное толкование понятия целевых средств в данной статье отсутствует.

Средства, полученные от ГУП ОИК-30, являются безвозмездно полученными, что также, по мнению инспекции, свидетельствует о том, что они не могут быть приняты в качестве расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Из материалов дела следует, что спорные денежные средства поступали учреждению по решению органов исполнительной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации; органом исполнительной власти четко регламентированы цели, на которые следует направить полученные денежные средства - на ведение уставной деятельности (улучшение условий содержания осужденных, развитие социальной сферы и т.д.); спорные денежные средства учитывались по отдельной смете доходов и расходов по внебюджетным
средствам, налогоплательщиком велся раздельный учет доходов и расходов в названной части; исполнение сметы расходов и целевое использование внебюджетных средств контролировалось территориальным органом федерального казначейства в строгом соответствии с бюджетной классификацией доходов и расходов, утвержденной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“. В материалы дела инспекцией представлен акт от 26.03.2007 проверки Территориальным управлением Росфиннадзора в Красноярском крае формирования и расходования ФГУ “Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю“ средств, полученных от учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы на оказание финансовой и социальной помощи за 2005 - 2006 годы, в соответствии с которым установлено, что при отнесении расходов в 2005 году по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации, нарушений не установлено.

Следовательно, средства, полученные учреждением от предприятия уголовно-исполнительной системы, имеют целевое назначение и являются источниками финансирования уставной деятельности, а не безвозмездно полученными денежными средствами.

Довод инспекции о том, что в 2005 году учреждению могли быть направлены только бюджетные средства из соответствующего бюджета согласно смете, правомерно не принят судами первой и апелляционной инстанций.

Довод о том, что апелляционная жалоба инспекции рассмотрена апелляционной инстанцией Арбитражного суда Красноярского края с нарушением процессуальных норм, ошибочен. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 24 определено начало деятельности Третьего арбитражного апелляционного суда с 28.06.2007. Как усматривается из материалов дела, апелляционная жалоба инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Красноярска на решение суда первой инстанции от 23.05.2007 принята к производству определением от 27.06.2007, то есть до начала деятельности Третьего арбитражного апелляционного
суда.

Остальные доводы жалобы не приняты во внимание, поскольку направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.

С учетом изложенного судебные акты в обжалуемой части отмене или изменению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Кодекса с инспекции подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, уплата которой была отсрочена до окончания настоящего кассационного производства.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 23 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2727/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Красноярска в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Т.А.БРЮХАНОВА