Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2007 N А19-7906/07-Ф02-8394/07 по делу N А19-7906/07 Дело по заявлению о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора передано на новое рассмотрение, поскольку судом не рассмотрены требования заявителя об уменьшении размера исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2007 г. N А19-7906/07-Ф02-8394/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании представителей управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Желудкова Д.В. (доверенность от 10 января 2007 года N 9), муниципального унитарного предприятия “Иркутскгорэлектротранс“ Козубской О.В. (доверенность от 2 апреля 2007 года), судебного пристава-исполнителя Октябрьского отдела судебных приставов Игнатьевой Г.И. (удостоверение N 029919),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области на решение от 6 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7906/07 (суд первой инстанции: Колосов
В.И.),

установил:

муниципальное унитарное предприятие (МУП) “Иркутскгорэлектротранс“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Октябрьского отдела судебных приставов Игнатьевой Г.И. о взыскании исполнительского сбора от 19 февраля 2007 года или уменьшении исполнительского сбора до 114282 руб. 18 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 августа 2007 года требования МУП “Иркутскгорэлектротранс“ удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено полностью постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского отдела судебных приставов Игнатьевой Г.И. о взыскании исполнительского сбора от 19 февраля 2007 года как не соответствующее Федеральному закону “Об исполнительном производстве“. В удовлетворении требования об уменьшении исполнительского сбора отказано.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Департамент финансов Иркутской области, межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 августа 2007 года.

По мнению заявителя жалобы, требования заявителя рассмотрены судом с нарушением статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

МУП “Иркутскгорэлектротранс“ в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы, ссылаясь на их необоснованность.

Представитель МУП “Иркутскгорэлектротранс“ в судебном заседании поддержал доводы отзыва.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный
суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 ноября 2005 года по делу N А19-24443/05-6 были удовлетворены требования МУП “Иркутскгорэлектротранс“ о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 72048960 руб. убытков.

Постановлением апелляционной инстанции от 26 декабря 2005 года указанное решение было оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 ноября 2005 года по делу N А19-24443/05-6 было исполнено.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 февраля 2006 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 ноября 2005 года по делу N А19-24443/05-6 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2006 года по делу N А19-24443/05-6-4 требования МУП “Иркутскгорэлектротранс“ были удовлетворены и денежные средства в сумме 72048960 руб. взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 января 2007 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2006 года по делу N А19-24443/05-6-4 оставлено без изменения.

Определением от 15 января 2007 года произведено процессуальное правопреемство - Главное финансовое управление Иркутской области заменено на Департамент финансов Иркутской области.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24 января 2007 года о повороте исполнения судебного акта по делу N А19-24443/05-6-4 заявление Департамента финансов Иркутской области было удовлетворено, с МУП “Иркутскгорэлектротранс“ взысканы денежные средства в размере 72048960 руб.

5 февраля 2007 г. судебным приставом-исполнителем Октябрьского отдела судебных приставов Игнатьевой Г.И. возбуждено исполнительное производство N 3822/11361/1156/2/2007 о взыскании с МУП “Иркутскгорэлектротранс“ в пользу Департамента финансов Иркутской
области 72048960 руб. Данным постановлением должнику было предложено в течение пяти дней уплатить указанную сумму в добровольном порядке и указано, что в случае невыполнения требований с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы.

В связи с невыполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем Октябрьского отдела судебных приставов Игнатьевой Г.И. 19 февраля 2007 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы, что составило 5043427 руб. 20 коп.

Признавая незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что требования исполнительного документа были исполнены в срок, установленный арбитражным судом.

Выводы Арбитражного суда Иркутской области являются необоснованными и неправомерными.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской
или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

В пункте 1 статьи 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ установлено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.

В соответствии с пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Поскольку МУП “Иркутскгорэлектротранс“ в установленный для добровольного исполнения срок не были выполнены требования исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 19 февраля 2007 года о взыскании с МУП “Иркутскгорэлектротранс“ исполнительского сбора в размере семи процентов от взыскиваемой суммы долга в пределах своих полномочий.

Вывод Арбитражного суда Иркутской области о недействительности постановления судебного пристава-исполнителя, выразившейся в наложении ответственности за неисполнение исполнительного документа, противоречит указанным нормам права.

Из содержания части 7 указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона
“Об исполнительном производстве“ производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Согласно пункту 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указанный вид ответственности должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (части 1), 35 (частей 1 - 3) и 55 (части 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

По смыслу указанного Постановления, правоприменитель обязан определить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств неисполнения должником требований исполнительного документа.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации размер исполнительского сбора может быть снижен как судебным приставом-исполнителем, так и судом при наличии уважительных причин для неисполнения исполнительного документа.

Поскольку арбитражным судом не рассмотрены требования заявителя об уменьшении размера исполнительского сбора с учетом конкретных обстоятельств, решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 августа 2007 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении арбитражному суду следует рассмотреть требования заявителя об уменьшении размера исполнительского сбора и принять решение по делу с соблюдением норм процессуального и материального права.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 6 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7906/07 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

В.И.КУЛАКОВ