Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.11.2007 N А19-4284/07-Ф02-8375/07 по делу N А19-4284/07 Заявленные требования о признании незаконным решения налогового органа о предложении уплатить суммы налоговых санкций и пени удовлетворены правомерно, поскольку заявителем представлены все необходимые документы, подтверждающие обоснованность заявленного вычета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 ноября 2007 г. N А19-4284/07-Ф02-8375/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Борисова Г.Н.,

судей: Новогородского И.Б., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу представителя Шевниной Е.С. (доверенность N 03-42/3901 от 18.12.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 16 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-4284/07 (суд первой инстанции -
Загвоздин В.Д.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Григорьева И.Ю., Лешукова Т.О.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Приоритет“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконным решения N 3091 от 20.12.2006.

Решением от 16 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области заявление общества удовлетворено.

Постановлением от 13 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Из кассационной жалобы следует, что суд пришел к неправильному выводу о соблюдении обществом положений статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Инспекция считает, что обществом необоснованно заявлен к вычету налог на добавленную стоимость в размере 529172 рублей по операциям с ООО “Катрина“, поскольку названная организация отсутствует по юридическому адресу, трудовыми и материальными ресурсами для выполнения работ не обладает, налоги в бюджет не исчисляет и не уплачивает, движение денежных средств по расчетному счету носит транзитный характер. Представленные обществом акты приема-передачи, подтверждающие выполнение работ, оформлены ненадлежащим образом (в них отсутствуют обязательные реквизиты первичного документа), счета-фактуры содержат недостоверные сведения, взаимоотношения общества с данным подрядчиком носят фиктивный характер и направлены на получение необоснованной выгоды.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено (уведомление о вручении почтового отправления от 28.10.2007 N 91271), своих представителей на судебное заседание не направило.

Проверив обоснованность доводов кассационной
жалобы, заслушав представителя инспекции, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, обществом 20.09.2006 в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за август 2006 года, согласно которой налог исчислен в сумме 671129 рублей, сумма налоговых вычетов составила 872906 рублей и по итогам налогового периода определен к уменьшению налог в сумме 201777 рублей.

По результатам камеральной проверки указанной налоговой декларации инспекцией принято решение N 3091 от 20.12.2006 о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, предложении уплатить суммы налоговой санкции, дополнительно начисленного налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.

Арбитражный суд первой инстанции, признавая недействительным указанное решение инспекции, исходил из того, что налоговый орган необоснованно отказал обществу в применении налогового вычета в размере 529172 рублей, поскольку обществом представлены все необходимые документы, подтверждающие правомерность заявленного вычета. Также суд указал, что инспекцией не доказаны нарушение обществом порядка составления счетов-фактур и актов приема-передачи, недостоверность сведений, указанных в них. Суд апелляционной инстанции по этим же основаниям оставил решение суда без изменения.

Пунктами 1, 2 статьи 171 Кодекса установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, подлежащих налогообложению, либо товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в
случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 2 статьи 169 Кодекса установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Следовательно, документы, на основании которых налогоплательщик заявляет налоговые вычеты, должны отвечать установленным требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает правовые последствия в виде применения налоговых вычетов.

Налогоплательщиком в подтверждение обоснованности налоговых вычетов в сумме 529172 рублей были представлены договор подряда N 9 от 01.08.2006, заключенный с ООО “Катрина“, счета-фактуры, выставленные названным подрядчиком, акты на выполнение работ, услуг, из которых следует, что указанной организацией обществу оказывались услуги по заготовке и распиловке леса.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 12 октября 2006 года N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ разъяснил, что о необоснованности налоговой выгоды может свидетельствовать отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств.

С учетом данных разъяснений судом не проверены доводы инспекции о том, что ООО “Катрина“ не располагает имуществом и работниками, необходимыми для выполнения работ по заготовке и распиловке леса, не дана оценка доказательствам, представленным налоговым органом в подтверждение данных обстоятельств.

Также суд признал, что реальность осуществления
хозяйственных операций с ООО “Катрина“ подтверждается лесорубочным билетом N 46 от 23.06.2006 и договором купли-продажи от 21.08.2006.

Однако из содержания этих документов следует, что заготовку леса на основании этого лесорубочного билета осуществляет ФГУ “Эдучанский лесхоз“ и полученную древесину реализует обществу. В связи с этим арбитражный суд не дал оценку относимости этих документов к операциям по заготовке и распиловке леса, подлежащим выполнению ООО “Катрина“ по договору подряда, учитывая, что общество не является лицом, имеющим право осуществлять заготовку леса по указанному лесорубочному билету, а ФГУ “Эдучанский лесхоз“ реализует обществу по договору купли-продажи заготовленную древесину.

Данные обстоятельства имеют значение для выяснения вопроса о возможности выполнения указанных работ ООО “Катрина“, и соответственно, реальности хозяйственных операций, в связи с которыми заявлены налоговые вычеты, и подлежат проверке в совокупности с доводами налогового органа о том, что названный подрядчик не находится по юридическому адресу, в налоговой отчетности операции с обществом не отражает, налог на добавленную стоимость не уплачивает, перечисление денежных средств носит транзитный характер, поскольку ООО “Катрина“ не использует полученные денежные средства на ведение предпринимательской деятельности.

Таким образом, судебными инстанциями допущены нарушения норм процессуального права, которые могли повлечь принятие неправильного решения, поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом судебном разбирательстве арбитражному суду необходимо с учетом представленных налоговым органом доказательств проверить его доводы об отсутствии у ООО “Катрина“ имущества и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по заготовке и распиловке леса, оценить возможность выполнения названным подрядчиком указанных работ при сложившейся в соответствии с представленными обществом документами схемой приобретения лесопродукции, и с
учетом установленных по делу фактических обстоятельств выяснить реальность осуществления соответствующих хозяйственных операций, на основании которых обществом были заявлены вычеты по налогу на добавленную стоимость.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-4284/07 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Н.М.ЮДИНА