Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2007 N А19-26557/06-Ф02-6848/07 по делу N А19-26557/06 Суд правомерно удовлетворил исковые требования о разрешении разногласий по договору на отпуск тепловой энергии в горячей воде, поскольку в силу требований закона энергоснабжающая (сетевая) организация обязана осуществлять расчеты за поставленную тепловую энергию по тарифам, установленным уполномоченным органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 ноября 2007 г. N А19-26557/06-Ф02-6848/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кулакова В.И.,

судей: Соколовой Л.М., Воробьевой Н.М.,

при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества “Тулунский гидролизный завод“ - Павликова И.В. (доверенность от 20 марта 2007 года), муниципального предприятия муниципального образования “Город Тулун“ “Инженерные сети“ - Петровой О.Я. (доверенность от 23 октября 2007 года), Алферовой К.И. (доверенность от 18 сентября 2007 года),

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду дело N А19-26557/06, а не дело N А19-26557/07.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Тулунский гидролизный завод“ на постановление от 27 июня 2007
года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-26557/07 (апелляционный суд: Стасюк Т.В., Юдин С.И., Шаркова К.Ж.),

установил:

муниципальное предприятие муниципального образования “Город Тулун“ “Инженерные сети“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) “Тулунский гидролизный завод“ об обязании заключить договор от 01.09.2006 N 26-Р-1 на отпуск тепловой энергии в горячей воде.

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и заявил о разрешении разногласий по договору от 01.09.06 N 26-Р-1 на отпуск тепловой энергии в горячей воде по следующим пунктам:

пункт 1.4 договора изложить в следующей редакции: “Ориентировочная стоимость договора составляет 16708808 рублей 20 копеек“;

пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: “Расчеты за отпущенную тепловую энергию с “Покупателем-перепродавцом“ производятся по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. На момент заключения настоящего договора составляет - 538 рублей 82 копейки (с НДС) за одну Гкал в соответствии с постановлением N 438 от 19.04.2006 мэра городского округа МО г. Тулун. В случае изменения тарифов оформляется дополнительное соглашение к договору“.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2007 года было постановлено изложить условия договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.09.2006 N 26-Р-1 по спорным пунктам, предложенным открытым акционерным обществом “Тулунский гидролизный завод“ в следующей редакции: пункт 1.4 договора изложить в следующей редакции: “Ориентировочная стоимость договора составляет 42075918 рублей 50 копеек“; пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: “Оплата за услуги, оказываемые “Энергоснабжающей организацией“ “Покупателю-перепродавцу“ по отпуску тепловой энергии производятся по цене 1356 рублей 85 копеек с учетом НДС (18%) за 1
Гкал“.

Постановлением от 27 июня 2007 года решение от 12 апреля 2007 года изменено, резолютивная часть решения изложена в следующей редакции.

Изложить условия договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.09.2006 N 26-Р-1 по спорным пунктам, в следующей редакции:

пункт 1.4 договора изложить в следующей редакции: “Ориентировочная стоимость договора составляет 16708808 рублей 20 копеек“;

пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: “Оплата за услуги, оказываемые “Энергоснабжающей организацией“ “Покупателю-перепродавцу“ по отпуску тепловой энергии производится по цене 538 рублей 82 копеек с учетом НДС (18%) за 1 Гкал. В случае изменения тарифов оформляется дополнительное соглашение к договору“.

Взыскать с ОАО “Тулунский гидролизный завод“ в пользу Муниципального предприятия муниципального образования “Город Тулун“ “Инженерные сети“ 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В кассационной жалобе на указанное постановление ОАО “Тулунский гидролизный завод“ просит его отменить полностью и прекратить производство по делу.

Заявитель считает, что апелляционным судом нарушены нормы материального и процессуального права.

По его мнению, заключение договора на условиях, установленных судом, препятствуют восстановлению платежеспособности ответчика, в отношении которого введена процедура конкурсного производства.

По ходатайству ОАО “Тулунский гидролизный завод“ определением от 27 сентября 2007 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 24 октября 2007 года на 14 часов 00 минут.

По ходатайству ОАО “Тулунский гидролизный завод“ определением от 24 октября 2007 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 7 ноября 2007 года на 14 часов 00 минут.

ОАО “Тулунский гидролизный завод“ заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу N А19-2655/06-10 до окончания рассмотрения дела о признании постановления мэра городского округа муниципального образования “Город Тулун“ N 1425 от 29.09.2006 недействительным.

В обоснование указанного ходатайства представлено заявление от 7
ноября 2007 года о признании постановления мэра N 1425 от 29.09.2006 недействительным, поступившее в Арбитражный суд Иркутской области 7 ноября 2007 года.

Представитель ОАО “Тулунский гидролизный завод“ пояснил, что указанное заявление к производству Арбитражного суда Иркутской области не принято, поэтому определение о принятии к производству он представить не может.

Представители МП МО “Город Тулун“ “Инженерные сети“ высказались против удовлетворения ходатайства по делу, так как оно является необоснованным.

Ходатайство ОАО “Тулунский гидролизный завод“ о приостановлении производства по делу оставлено без удовлетворения.

В отзыве на кассационную жалобу МП МО “Город Тулун“ “Инженерные сети“ указало на ее необоснованность и законность обжалуемого постановления.

Представитель ОАО “Тулунский гидролизный завод“ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представители МП МО “Город Тулун“ “Инженерные сети“ поддержали возражения, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

01.09.2006 ОАО “Тулунский гидролизный завод“ направило МП МО “Город Тулун“ “Инженерные сети“ проект договора на отопительный сезон 2006 - 2007, который был подписан сторонами с протоколом разногласий от 11.09.2006.

18.09.2006 ответчик направил истцу подписанный протокол разногласий к указанному выше договору с согласительным протоколом от 15.09.2006, который истцом не был подписан.

Условия договора, по которым у истца и ответчика возникли разногласия по вопросу применения тарифов при установлении размера оплаты оказанных услуг теплоснабжения, в ходе дальнейших переговоров в сентябре, октябре, ноябре 2006 года, не нашли разрешения, удовлетворяющие обе стороны.

Пункт 1.1 по договору N 26-Р-1 от 01.09.2006 изложен в следующей редакции:

“Энергоснабжающая организация обязуется оказывать
услуги “Покупателю-перепродавцу“ по отпуску тепловой энергии на отопление микрорайона “Гидролизный“ в период с 1 сентября 2006 года по 1 сентября 2007 года в количестве 31010 Гкал“.

Истец - “Покупатель-перепродавец“ предлагает пункт 1.1 договора изложить в следующей редакции:

“Энергоснабжающая организация обязуется оказывать услуги “Покупателю-перепродавцу“ по отпуску тепловой энергии на отопление микрорайона “Гидролизный“ “и снабжения горячей водой для хозяйственно-бытовых нужд для последующей перепродажи населению“ в период с 1 сентября 2006 года по 1 сентября 2007 года в количестве 31010 Гкал“.

“Покупатель-перепродавец“ предлагает дополнить п. 1.3 договора - подпунктом 1.3.1, отсутствующим в договоре, в следующей редакции: “к договору прилагается расчет количества угля на 1 Гкал, согласно действующему тарифу (приложение N 4) приложить расчет“.

Пункт 1.4 по договору изложен в следующей редакции:

“Ориентировочная стоимость договора составляет 42075918 рублей 50 копеек. “Покупатель-перепродавец“ предлагает пункт 1.4 договора изложить в следующей редакции: “Ориентировочная стоимость договора составляет 16708808 рублей 20 копеек“.

Пункт 1.5 по договору изложен в следующей редакции: “Давление в обратной магистрали на вводе “Покупателя-продавца“ должно обеспечивать полный залив местной системы. При давлении ниже требуемого “Покупатель-продавец“ устанавливает на тепловом вводе регулятор давления.“.

“Покупатель-перепродавец“ предлагает пункт 1.5 договора исключить.

Пункт 1.6 по договору изложен в следующей редакции: Учет отпускаемой тепловой энергии производится по приборам учета для контроля, установленным до границы раздела ответственности и обслуживания между “Энергоснабжающей организацией“ и “Покупателем-перепродавцом“ на теплопроводах “Энергоснабжающей организации“ путем составления двухстороннего акта до 5 числа каждого месяца дня с представителями “Покупателя-перепродавца“ главного инженера, технолога, начальника КИПиА и представителями “Энергоснабжающей организации“ техническим директором и заместителем начальника ОРЭО - главного энергетика. Перечень приборов прилагается и является неотъемлемой частью договора (Приложение N 1). Замена
и госповерка приборов производится с участием представителя “Покупателя-перепродавца“.

“Покупатель-перепродавец“ предлагает пункт 1.6 договора изложить в следующей редакции: “Учет отпускаемой тепловой энергии производится по приборам учета для контроля, установленным до границы раздела ответственности и обслуживания между “Энергоснабжающей организацией“ и “Покупателем-перепродавцом“ на теплопроводах “Энергоснабжающей организации“ путем составления двухстороннего акта до 5 числа каждого месяца дня с представителями “Покупателя-перепродавца“ главного инженера, технолога, начальника КИПиА и представителями “Энергоснабжающей организации“ техническим директором и заместителем начальника ОРЭО - главного энергетика. Перечень приборов прилагается и является неотъемлемой частью договора (Приложение N 1). “Узлы учета должны быть оборудованы в соответствии с правилами РДМ50-2/3-80 и РД N 50-213“. Замена и госповерка приборов производится с участием представителя “Покупателя-перепродавца“.

“Покупатель-перепродавец“ предлагает дополнить пункт 1.7, отсутствующий в договоре, в следующей редакции: “Горячая вода, подаваемая для хозяйственных нужд, предоставляемая “Энергоснабжающей организацией“ должна соответствовать санитарным нормам СанПиН 2.1.4.1074-01“.

“Покупатель-перепродавец“ предлагает дополнить пункт 1.8, отсутствующий в договоре, в следующей редакции: “Горячая вода из системы отопления, предоставляемая “Энергоснабжающей организацией“ должна соответствовать ГОСТ2874-62“.

Пункт 2.1 по договору изложен в следующей редакции: “Оплата за услуги, оказываемые “Энергоснабжающей организацией“ “Покупателю-перепродавцу“ по отпуску тепловой энергии производятся по цене 1356 рублей 85 копеек с учетом НДС (18%) за 1 Гкал“.

“Покупатель-перепродавец“ предлагает пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: “Расчеты за отпущенную тепловую энергию с “Покупателем-перепродавцом“ производятся по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. На момент заключения настоящего договора составляет - 538,82 руб. (с НДС) за одну Гкал в соответствии с постановлением мэра городского округа МО г. Тулун N 438 от 19 апреля 2006 года. В случае изменения тарифов оформляется дополнительное соглашение к
договору“.

Пункт 2.2 по договору изложен в следующей редакции: “Покупатель-перепродавец“ ежемесячно производит предоплату за оказанные услуги до 25 числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет “Энергоснабжающей организации“ или по согласованию сторон взаиморасчетом. Окончательный расчет за месяц производится до 10 числа, следующего за отчетным.

“Покупатель-перепродавец“ предлагает в пункте 2.2 договора изменить срок окончательного расчета, изложить в следующей редакции: “Покупатель-перепродавец“ ежемесячно производит предоплату за оказанные услуги до 25 числа текущего месяца путем перечисления денежных средств на расчетный счет “Энергоснабжающей организации“ или по согласованию сторон взаиморасчетом. Окончательный расчет за месяц производится до 20 числа, следующего за отчетным“.

“Покупатель-перепродавец“ предлагает дополнить пункт 3.4, отсутствующий в договоре, в следующей редакции: “При оказании некачественных услуг (пункты 1.7 и 1.8 договора), а также в неполном объеме - “Энергоснабжающая организация“ обязана произвести перерасчет предъявленных ранее к уплате сумм и возместить все убытки, оказанные “Покупателю-продавцу“.

Как следует из материалов дела, ОАО “Тулунский гидролизный завод“ направил для подписания договор на оказание услуг по отпуску тепловой энергии в горячей воде на отопление микрорайона “Гидролизный“.

Судом первой инстанции было правильно определено, что предложение истца о включении в пункт 1.1 договора дополнения о снабжении горячей водой для хозяйственно-бытовых нужд не может быть принято, так как не является предметом данного договора.

Ввиду того, что ответчик может снабжать микрорайон “Гидролизный“ только тепловой энергией в горячей воде для отопления, так как использует воду с реки Ия, использовать данную воду для хозяйственно-бытовых нужд нельзя, поэтому обеспечить согласно санитарным нормам СанПиН 2.1.4.1074-01 и ГОСТу 2874-62 по предлагаемым для внесения в договор пунктам 1.7 и 1.8 в соответствии с требованиями “Покупателя-перепродавца“, завод
не может.

Холодная вода, подаваемая на поселок Гидролизный, используется только для подпитки тепловых сетей, так как считается технической (и цена ее значительно ниже).

Из пункта 1.3 договора видно, что количество тепловой энергии, подаваемой “Энергоснабжающей организацией“ “Покупателю-перепродавцу“ для отопления устанавливается ориентировочно в соответствии с таблицей, в которой указаны отдельно планируемые цифры по отоплению помесячно с указанием ориентировочно в целом количества угля - 9145 т, необходимого для выработки теплоэнергии - 31010 Гкал на период заключения договора. В договоре предусмотрено изменение тарифов в период его исполнения. При изменении тарифов изменяется цена договора, которая указана как ориентировочная.

Как следует из доводов истца, он согласен с ценой договора, указанной в пункте 1.4 договора и просит снизить ее до 16708808 рублей 20 копеек, так как на момент подписания протокола разногласий - 11.09.2006 действовал тариф, утвержденный Постановлением N 438 от 19.04.2006 мэра Муниципального образования “Город Тулун“ - органом местного самоуправления в установленном порядке.

Пунктом 1.6 договора предусмотрен учет отпускаемой тепловой энергии по приборам учета. Истец предлагает внести дополнения в данный пункт и предложил оборудовать узлы учета в соответствии с правилами РД N 50-2/3-80 и РД N 50-213.

Узлы учета тепловой энергии, установленные на заводе соответствуют “Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя“, утвержденным Минтопэнерго Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 25.09.1995 N 954. При комплексной проверке завода представителями “Ростехнадзора“ замечаний по узлам учета не было.

В соответствии с п. 1.3 Правил расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в
качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил. В случае неудовлетворения узлами учета, по взаимному согласию сторон допускается установка собственных приборов и ведение учета потребляемой тепловой энергии по приборам учета, установленным на узле учета источника теплоты. Согласно пункту 1.8 Правил при возникновении разногласий по техническим вопросам организации и ведения учета тепловой энергии и теплоносителя их урегулирование передается в Госэнергонадзор или решается в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 6.5 Правил узел учета источника тепла считается пригодным для ведения учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя с момента подписания акта представителями источника теплоты, Госэнергонадзора и тепловых сетей.

Истец предложил дополнить договор отсутствующим пунктом 3.4 в редакции: “При оказании некачественных услуг (пункты 1.7 и 1.8 договора), а также в неполном объеме - “Энергоснабжающая организация“ обязана произвести перерасчет предъявленных ранее к уплате сумм и возместить все убытки, оказанные “Покупателю-продавцу“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, отпускаемая энергоснабжающей организацией абоненту энергия по своему качеству должна соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Так, судом первой инстанции было правильно установлено, что пункт 3.4 договора в редакции истца о возмещении убытков при оказании услуг потребителю, не соответствующих требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и условий договора, повторяет требования пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основания привлечения энергоснабжающей организации к ответственности в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору предусмотрены статьей 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также, истцом было предложено изменение срока окончательного расчета за потребленную тепловую энергию “до 20 числа месяца, следующего за отчетным“ (пункт 2.2 договора).

Истец не соглашался
с согласительной редакцией согласительного протокола и просил разрешить разногласия по договору от 01.09.2006 N 26-Р-1, а именно:

пункт 1.4 указанного договора изложить в следующей редакции: “Ориентировочная стоимость договора составляет 16708808 рублей 20 копеек“;

пункт 2.1 указанного договора изложить в следующей редакции: “Расчеты за отпущенную тепловую энергию с “Покупателем-перепродавцом“ производятся по ценам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством РФ. На момент заключения настоящего договора составляет - 538 рублей 82 копейки (с НДС) за одну Гкал в соответствии с постановлением N 438 от 19.04.2006 мэра городского округа МО г. Тулун. В случае изменения тарифов оформляется дополнительное соглашение к договору“.

При рассмотрении данного спора суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что право потребителя на обращение в суд обосновано тем, что заключаемый договор является публичным, его заключение носит обязательный характер для энергоснабжающей организации и согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации разногласия, возникающие при заключении такого договора, передаются на рассмотрение суда. В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, как потребитель, так и энергоснабжающая организация вправе передать на рассмотрение суда разногласия, возникшие при заключении договора.

Закрепляя принцип свободы договора, пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как установлено Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099 (действовавших в спорный период), исполнителями услуг по теплоснабжению, энергоснабжению для потребителей граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности, являются товарищества собственников жилья и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом.

Истец является коммерческой организацией и создано без ограничения срока деятельности с целью обеспечения населения г. Тулуна коммунальными услугами. Предмет деятельности определен Уставом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) (в редакции постановления от 20.08.2001 N 593) утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов федерации. В этот Перечень включены и услуги по теплоснабжению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ энергоснабжающей организацией признается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

По смыслу статей 2, 3 и 5 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию.

Согласно статье 6 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют регулирование указанных тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“, приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 “Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке“).

Таким образом, в силу вышеуказанных требований закона энергоснабжающая (сетевая) организация обязана осуществлять расчеты за поставленную тепловую энергию по тарифам, установленным уполномоченным органом.

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области “О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию“ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования (далее - тарифы).

На момент согласования сторонами условий договора, действовал тариф, установленный Постановлением мэра городского округа муниципального образования “Город Тулун“ N 438 от 19 апреля 2006 года - 538 рублей 82 копейки на услуги тепловой энергии, вырабатываемой ОАО “Тулунский гидролизный завод“.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд правомерно изменил решение суда первой инстанции.

Арбитражный суд округа соглашается с выводами апелляционного суда, поскольку они соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Обжалуемое постановление является законным, оснований для его отмены не имеется.

Доводы кассационной жалобы являются необоснованными и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 27 июня 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-26557/06 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.И.КУЛАКОВ

Судьи:

Л.М.СОКОЛОВА

Н.М.ВОРОБЬЕВА