Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.11.2007 N А78-1969/07-Ф02-8191/07 по делу N А78-1969/07 Судебный акт о признании незаконными бездействия администрации, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка, и действий, выразившихся в отказе от предоставления в аренду земельного участка, изменен, поскольку в резолютивной части постановления апелляционной инстанции в нарушение АПК РФ отсутствует указание на обязанность администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2007 г. N А78-1969/07-Ф02-8191/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,

при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества “Забнеруд“ Войтенко Н.В. (доверенность от 01.02.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Забнеруд“ на постановление от 3 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-1969/07 (суд первой инстанции: Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Лешукова Т.О., Желтоухов Е.В.),

установил:

открытое акционерное общество “Забнеруд“ (ОАО “Забнеруд“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании
незаконными бездействия администрации муниципального района “Читинский район“ (Администрация), выразившегося в необеспечении выбора земельного участка площадью 3,8225 гектаров в границах горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, в неутверждении границ испрашиваемого земельного участка, действия Администрации, выразившегося в отказе от 05.03.2007 в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 3,8225 гектаров для добычи песчано-гравийной смеси на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ N 03018ТЭ, горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС.

Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации сельского поселения “Засопкинское“.

Решением суда от 18 июня 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. Действие Администрации, выразившееся в отказе от 05.03.2007 в предоставлении Обществу в аренду земельного участка общей площадью 3,8225 гектаров для добычи песчано-гравийной смеси на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ N 03018ТЭ, горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, признано незаконным как не соответствующее положениям Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении требования ОАО “Забнеруд“ о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка площадью 3,8225 гектаров в границах горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, в неутверждении границ испрашиваемого Обществом земельного участка, отказано.

Постановлением от 3 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции. Признать незаконными бездействие Администрации, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка площадью 3,8225 гектаров в границах горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного
месторождения ПГС, в неутверждении границ испрашиваемого Обществом земельного участка, и действие Администрации, выразившееся в отказе от 05.03.2007 в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 3,8225 гектаров для добычи песчано-гравийной смеси на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ N 03018ТЭ, горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.

Определением от 27 сентября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда разъяснено постановление арбитражного суда апелляционной инстанции в части того, что при удовлетворении судом апелляционной инстанции требований Общества на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО “Забнеруд“.

Не согласившись с изложением резолютивной части постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, ОАО “Забнеруд“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит ее изменить, возложив на Администрацию обязанность в установленный судом срок (1 месяц) осуществить выбор земельного участка площадью 3,8225 гектаров горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, оформить акт выбора земельного участка для строительства, приложить к нему утвержденный Администрацией проект границ испрашиваемого Обществом земельного участка, в соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя кассационной жалобы, пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает обязанность арбитражного суда при рассмотрении спора о признании недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления при вынесении решения в пользу заявителя указать на обязанность органа местного самоуправления совершить определенные действия, принять решение или иным
образом устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрации муниципального района “Читинский район“ и сельского поселения “Засопкинское“ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 44041, 44042 от 11.10.2007, 10.10.2007), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем дело слушается без их участия.

Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 1 ноября до 6 ноября 2007 года до 14 часов 30 минут.

После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность обжалуемой части судебного акта, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления от 07.05.2003 N 475 главы муниципального образования “Читинский район“ Читинской области ОАО “Забнеруд“ выдана лицензия ЧИТ03018ТЭ от 22.08.2003 сроком действия 10 лет, на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча песка, гравия на участке N 2 Засопочного месторождения для приготовления бетона и использования в строительстве. Участок недр расположен в 8 километрах юго-западнее города Читы. Площадь участка составляет 11 гектаров. В соответствии с данной лицензией Обществу выдан горноотводный акт от 11.08.2004.

06.09.2006 ОАО “Забнеруд“ обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для добычи песчано-гравийной смеси на основании имеющейся лицензии ЧИТ03018ТЭ от
22.08.2003.

Письмом от 14.11.2006 Администрация сообщила Обществу об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка по причине обращения жителей села Засопка в Администрацию с заявлением о прекращении дальнейшей разработки пастбищных угодий в пойме реки Ингоды, а также систематическим неисполнением обязанностей арендатором подпункта “г“ пункта 5.2 раздела 5 договора аренды земельного участка N 854 от 16.02.2005. Администрацией также указано, что поскольку все земли Читинского района находятся в ведении сельских, городских поселений, то без их согласия Администрация не вправе распоряжаться этими землями.

31.01.2007 ОАО “Забнеруд“ повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3,8225 гектаров для добычи песчано-гравийной смеси на основании имеющейся лицензии ЧИТ03018ТЭ от 22.08.2003.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, а не пункт 8 статьи 3.

Письмом от 05.03.2007 N 71 Администрация отказала Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что не представлены следующие документы: ходатайство главы администрации сельского поселения “Засопсинское“; акт выбора земельного участка, так как предоставленный акт выбора земельного участка согласно пункту 8 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации прекратил свое действие 14.04.2006; выкопировка испрашиваемых земель к приложенному предварительному акту выбора земельного участка не подписана начальником Управления ИиЗО и АМР “Читинский район“ и не заверена печатью; проект отработки на испрашиваемые земли; кадастровая стоимость испрашиваемых земель, так как согласно распоряжению от 24.01.2007 N 30-р главы Администрации арендная плата за арендованные земельные участки на территории муниципального района “Читинский район“ в 2007 году начисляется от кадастровой стоимости земельных участков; акт приема-передачи земель площадью 1,3437 гектаров, отработанных
по договору аренды N 434 от 18.02.2004.

Полагая, что действия и бездействие Администрации являются незаконными и нарушают его земельные права, ОАО “Забнеруд“ обратилось в Арбитражный суд Читинской области с названным заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Администрации законных оснований для отказа Обществу в заключении договора аренды на испрашиваемый земельный участок; вместе с тем, суд посчитал, что поскольку с заявлением о выборе земельного участка ОАО “Забнеруд“ в Администрацию не обращалось, то отсутствуют основания для признания незаконным бездействия Администрации, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка и неутверждении его границ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предоставлению земельного участка для строительства предшествуют действия по выбору земельного участка, и те, и другие действия совершаются одним и тем же органом - Администрацией. Поскольку в заявлении от 31.01.2007 Общество выразило свое волеизъявление на предоставление ему земельного участка, Администрация должна была совершить соответствующие действия, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации. Поэтому суд апелляционной инстанции изменил резолютивную часть решения суда первой инстанции, удовлетворив требования ОАО “Забнеруд“ в полном объеме.

В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 30 Земельного
кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемом случае заявленные требования рассмотрены судами в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из мотивировочной части постановления апелляционной инстанции, судом установлено несоответствие Земельному кодексу Российской Федерации бездействия Администрации, выразившегося в
необеспечении выбора земельного участка площадью 3,8225 гектаров в границах горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, в неутверждении границ испрашиваемого Обществом земельного участка, и действия Администрации, выразившегося в отказе от 05.03.2007 в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 3,8225 гектаров для добычи песчано-гравийной смеси на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ N 03018ТЭ, горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, нарушающих земельные права заявителя.

В связи с этим, судом в резолютивной части постановления данные действия (бездействие) признаны незаконными.

Названные выводы Администрациями муниципального района “Читинский район“ и сельского поселения “Засопкинское“ не оспариваются.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).

В резолютивной части постановления апелляционной инстанции, в нарушение указанной нормы, отсутствует указание на обязанность Администрации устранить допущенные
нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение от 27 сентября 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда о разъяснении в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления арбитражного суда апелляционной инстанции от 3 августа 2007 года не устранило данное обстоятельство.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным довод кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции должна быть возложена на Администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя: осуществить выбор земельного участка площадью 3,8225 гектаров горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, оформить акт выбора земельного участка для строительства, приложить к нему утвержденный Администрацией проект границ испрашиваемого Обществом земельного участка. Названное соответствует установленным судом фактическим обстоятельствам.

При таких условиях указанный судебный акт подлежит изменению в резолютивной части на основании части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложением на орган, чьи действия (бездействие) признаны незаконными, обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 3 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А78-1969/07 изменить, изложив резолютивную часть постановления в следующей редакции:

Признать незаконными бездействие Администрации муниципального района “Читинский район“, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка площадью 3,8225 гектаров в границах горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, в неутверждении границ испрашиваемого открытым акционерным обществом “Забнеруд“ земельного участка, и действие Администрации муниципального района “Читинский район“, выразившееся в отказе от 05.03.2007 в предоставлении в аренду открытому акционерному
обществу “Забнеруд“ земельного участка общей площадью 3,8225 гектаров для добычи песчано-гравийной смеси на основании лицензии на право пользования недрами ЧИТ N 03018ТЭ, горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации.

Возложить на Администрацию муниципального района “Читинский район“ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества “Забнеруд“ путем осуществления выбора земельного участка площадью 3,8225 гектаров в границах горноотводного акта N 767 и проекта отработки участка N 2 Засопочного месторождения ПГС, оформления акта выбора земельного участка для строительства с приложением к нему утвержденного Администрацией муниципального района “Читинский район“ проекта границ испрашиваемого открытым акционерным обществом “Забнеруд“ земельного участка.

В остальной части постановление от 3 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.И.СМОЛЯК