Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.11.2007 N А78-1743/07-С3-8-69-Ф02-8190/07 по делу N А78-1743/07-С3-8-69 Заявление о взыскании процентов путем возврата из федерального бюджета за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость удовлетворено частично, поскольку факт нарушения срока возврата данного налога подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2007 г. N А78-1743/07-С3-8-69-Ф02-8190/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Борисова Г.Н., Евдокимова А.И.,

при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите Склярова Д.Н., доверенность от 04.06.2007,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите на решение Арбитражного суда Читинской области от 24 мая 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2007 года по делу N А78-1743/07-С3-8-69 (суд первой инстанции: Сизикова С.М.; суд апелляционной инстанции: Григорьева И.Ю., Доржиев Э.П., Рылов Д.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Флейт“
обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о взыскании процентов с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (далее - налоговая инспекция) путем возврата из федерального бюджета за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 245012 рублей 82 копейки и взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 31000 рублей.

Решением суда первой инстанции от 24 мая 2007 года заявленные требования удовлетворены частично: с налоговой инспекции взысканы проценты в размере 245012 рублей 82 копейки, судебные расходы в размере 8000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 6400 рублей. В остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 7 сентября 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, возврат суммы налога и процентов осуществляется органами Федерального казначейства, следовательно, взыскание процентов с лицевых счетов налогового органа неправомерно. Кроме того, полагает инспекция, судом не учтено время, предусмотренное для возврата процентов органами федерального казначейства.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.11.2007 до 06.11.2007 до 14 часов 30 минут.

Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 18.12.2006 решением Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-6799/06-С2-17/349 действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе в возмещении НДС в сумме 4611389 рублей, признаны незаконными, инспекция обязана решением суда возвратить из федерального бюджета указанную сумму НДС налогоплательщику. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 марта 2007 года данное решение оставлено без изменения.

Налоговая инспекция исполнила решение суда от 25.01.2007, о чем имеется выписка филиала ОАО “Внешторгбанк“ в г. Чита.

На основании того, что налоговым органом нарушен срок возврата НДС налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов, предусмотренных статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Удовлетворяя требования общества о начислении процентов за нарушение сроков, установленных статьей 176 НК РФ, суды исходили из просрочки в 169 дней. Период просрочки исчислялся с 09.08.2006 - даты принятия решения об отказе в возврате НДС по заявлению общества от 25.07.2006 и завершался 24.01.2007, то есть до даты возврата из федерального бюджета излишне уплаченного НДС.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении
путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Возврат налога осуществляется органами Федерального казначейства в порядке установленном пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству, для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.

При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате налога на добавленную стоимость, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, пунктом 4 статьи 176 Кодекса не предусмотрен. Поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен пункт 3 статьи 176 Кодекса, обязывающий налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принять решение о возврате налога и в тот же срок направить его на исполнение
в орган федерального казначейства.

Таким образом, период просрочки возврата налога на добавленную стоимость формируется следующим образом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ, а не второй абзац пункта 4 статьи 176.

Если заявление о возврате налога подано в пределах трехмесячного срока, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 176 Кодекса, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных пунктом 4 статьи 176 Кодекса (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).

Если же заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления.

И в том, и в другом случае период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.

В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных этим пунктом для налоговых органов и органов федерального казначейства. Несоблюдение ими промежуточных сроков в расчет не принимается.

Как следует из материалов дела, заявление о возврате налога подано обществом по истечении установленного трехмесячного срока, поэтому период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 НК РФ (две недели плюс восемь дней плюс две недели).

Следовательно, суды неверно определили период просрочки возврата налога как промежуток с 09.08.2006 по 24.01.2007, поскольку не учли предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ восемь дней, отведенные для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога плюс две недели, отведенные
казначейству для перечисления соответствующих сумм на расчетный счет налогоплательщика. Поскольку общество обратилось с заявлением о возврате налога 25.07.2006, две недели для принятия налоговым органом решения истекли 09.08.2006 плюс 8 дней и две недели для казначейства, получается 01.09.2006.

Следовательно, сумма процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации считается с 01.09.2006 по 22.10.2006 - 11,5%, с 23.10.2006 по 24.01.2007 - 11%.

Таким образом, правильным является расчет процентов с 01.09.2006 по 22.10.2006 - 52 дня (11,5% / 360 = 0, 00032), то есть 4611389 x 0,00032 x 52 = 76733 рубля 51 копейка; с 23.10.2006 по 24.01.2007 - 94 дня (11% / 360 = 0,00031), то есть 4611389 x 0,00031 x 94 = 134375 рублей 82 копейки. Всего сумма процентов, подлежащих возврату, составит 211109 рублей 33 копейки за 146 дней просрочки, соответственно сумма государственной пошлины составит 5722 рубля.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете“ от 23.12.2004 N 173-ФЗ, возмещение суммы начисленных процентов при нарушении срока возврата (возмещения) излишне уплаченного (взысканного) налога и сбора, установленного Налоговым кодексом, подлежит отражению по соответствующему коду налога или сбора классификации доходов бюджета Российской Федерации. Как следует из статьи 13 Налогового кодекса РФ, налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам. Приложением N 7 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2006 год“ установлено, что налог на добавленную стоимость зачисляется в федеральный бюджет. Из анализа статьи 176 Налогового кодекса РФ следует, что суммы налога и процентов возмещаются из соответствующего бюджета. Следовательно, взыскание сумм процентов за несвоевременное возмещение налога на добавленную стоимость должно происходить за счет средств федерального бюджета,
а не с лицевого счета налогового органа.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат изменению в указанной части. В остальной части судебные акты не обжаловались.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Читинской области от 24 мая 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2007 года по делу N А78-1743/07-С3-8-69 изменить.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите за счет федерального бюджета 211109 рублей 33 копейки процентов и государственную пошлину в сумме 5722 рубля, во взыскании остальной части процентов и расходов по уплате госпошлины отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

А.И.ЕВДОКИМОВ