Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.11.2007 N А19-7470/07-Ф02-8289/07 по делу N А19-7470/07 Заявление о признании незаконным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за реализацию товара без применения контрольно-кассовой техники удовлетворено правомерно, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к данной ответственности, и ответчиком не представлены доказательства надлежащего извещения заявителя о месте и времени составления протокола.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2007 г. N А19-7470/07-Ф02-8289/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,

с участием представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска - Канашкова Р.А. (доверенность от 09.01.2007 N 05-29/9),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска на решение от 17 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7470/07 (суд первой инстанции: Колосов В.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “БайкалТек“ (далее - ООО “БайкалТек“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной
налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция) от 09.04.2007 N 14-40-190 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда от 17 августа 2007 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя кассационной жалобы, материалами дела полностью доказан факт нарушения обществом статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“.

Кроме того, заявитель считает, что налоговый орган надлежащим образом уведомил общество о дате рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому судом сделан неправильный вывод о нарушении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако общество своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 14.02.2007 налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения обществом Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ в принадлежащем обществу магазине, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Красноказачья, 85.

В ходе проверки установлен факт неприменения контрольно-кассовой техники при реализации товара: очков для плавания по цене 185 рублей 00 копеек, шапочки для плавания по цене 60 рублей.

По результатам проверки составлены акт проверки от 14.02.2007 N 14-32/094 и протокол об административном правонарушении от 27.03.2007 N 14-42/094-1.

Постановлением руководителя налогового органа от 09.04.2007 N 14-40-190 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.

Удовлетворяя заявление общества о признании незаконным и отмене названного постановления, арбитражный суд исходил из следующего.

Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со статьей 5 Закона организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую
технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Факт административного правонарушения обществом не оспаривается.

Вместе с тем налоговым органом при производстве по делу об административном правонарушении нарушены процессуальные требования, установленные статьей 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Из оспариваемого постановления от 09.04.2007 видно, что оно вынесено в отсутствие законного представителя общества, который не был извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Довод заявителя кассационной жалобы о надлежащем уведомлении общества посредством направления почтовых уведомлений от 27.03.2007 о назначении рассмотрения дела не подтвержден соответствующими доказательствами, поскольку уведомления, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, не содержат сведений, свидетельствующих об их вручении представителю организации, в связи с чем данные уведомления не могут являться доказательством надлежащего извещения общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Общество отрицает факт получения почтовых уведомлений о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

Других доказательств надлежащего уведомления административным органом общества или его законного представителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении материалы дела не содержат.

В силу статьи 1.6 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ предусмотрено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При установленных по делу обстоятельствах Арбитражный суд Иркутской области сделал правильный вывод о допущенном налоговым органом существенном нарушении порядка привлечения общества к административной ответственности и правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.

Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, получившим надлежащую оценку суда, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, учитывая требования статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда и принятия доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку фактических обстоятельств дела.

С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286
- 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 17 августа 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7470/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

М.М.ШЕЛЕМИНА