Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.11.2007 N А19-7340/07-42-Ф02-8278/07 по делу N А19-7340/07-42 Заявление о признании незаконным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за реализацию товара без применения контрольно-кассовой техники удовлетворено правомерно, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к данной ответственности, и ответчиком не представлены доказательства надлежащего извещения заявителя о месте и времени составления протокола.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2007 г. N А19-7340/07-42-Ф02-8278/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
с участием представителей: Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу города Иркутска - Канашкова Р.А. (доверенность от 09.01.2007 N 05-29/9), общества с ограниченной ответственностью “Весна-12“ - Горбатенко С.В. (доверенность от 23.04.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска на решение от 7 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7340/07-42 (суд первой инстанции: Кузнецова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью “Весна-12“ (далее - ООО “Весна-12“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция) от 27.03.2007 N 14-40-158 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 7 июня 2007 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, налоговой инспекцией была соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, поэтому выводы суда являются незаконными, необоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу, общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 30.01.2007 налоговым органом проведена проверка соблюдения обществом законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в отделе вино-водочных изделий магазина “Весна-12“, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 143, принадлежащем ООО “Весна-12“.
В ходе проверки установлен факт реализации одной пачки сигарет “LM“ по цене 21 рубль без применения контрольно-кассовой техники.
По результатам проверки составлены акт проверки N 14-32/051 от 30.01.2007 и протокол N 14-42/051-1 от 14.03.2007 об административном правонарушении.
27.03.2007 руководителем налогового органа вынесено постановление N 14-40-158 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного постановления.
Арбитражный суд Иркутской области, признавая незаконным и отменяя названное постановление, пришел к выводу о нарушении налоговой инспекцией порядка привлечения общества к административной ответственности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы арбитражного суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Положения данной статьи предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе об административном правонарушении указывается объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.
При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания делается соответствующая запись.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица, не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, может быть рассмотрено в отсутствие законных представителей лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении N 14-42/051-1 от 14.03.2007 составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и налоговой инспекцией не представлены доказательства надлежащего извещения общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено направление административным органом уведомлений от 31.01.2007, от 06.02.2007, от 20.02.2007 о необходимости явки общества для составления протокола, при этом доказательств, подтверждающих получение уведомления от 20.02.2007 законным представителем общества, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении N 14-42/051-1 от 14.03.2007 налоговый орган не располагал сведениями о надлежащем извещении руководителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он не может быть принят во внимание в качестве доказательства правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности, так как законный представитель общества был лишен возможности реализовать права, предоставленные ему данной статьей.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности могут являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Таким образом, Арбитражный суд Иркутской области на основе объективной оценки доказательств по делу правомерно признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, получившим надлежащую оценку суда, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с этим, учитывая требования статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов суда и принятия доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку фактических обстоятельств дела.
С учетом изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой не влияют на законность принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение от 7 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7340/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА