Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.10.2007 N А10-5363/06-Ф02-8196/07 по делу N А10-5363/06 Дело по заявлению о взыскании убытков, причиненных в результате предоставления гражданам льгот по оплате электроэнергии, передано на новое рассмотрение, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие перечисление денежных средств заявителю в спорный период.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2007 г. N А10-5363/06-Ф02-8196/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Кулакова В.И., Рюмкиной М.Д.,

при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества “Бурятэнергосбыт“ Тараненко Б.А. (доверенность от 1 января 2007 года N 001), Селивановой М.А. (доверенность от 29 января 2007 года N 087),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Бурятэнергосбыт“ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июня 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года по делу N А10-5363/06 (суд первой инстанции: Аюшеева Е.М.; суд апелляционной инстанции: Куклин О.А., Шаркова К.Ж., Стасюк Т.В.),

установил:

открытое акционерное
общество (ОАО) “Бурятэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском о взыскании с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия в качестве возмещения убытков, причиненных в результате предоставления гражданам льгот по оплате электроэнергии в рамках Федерального закона “О ветеранах“, Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ в сумме 10000 рублей.

До принятия решения по делу истцом требования увеличены (с учетом уточнений) до 290736 руб. 81 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет социальной защиты населения по г. Улан-Удэ.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июня 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО “Бурятэнергосбыт“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июня 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года и удовлетворить требования заявителя.

По мнению заявителя, арбитражными судами допущено неправильное толкование пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что необоснованно из сумм компенсации за предоставленные льготы были исключены суммы, составляющие НДС.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы жалобы.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Бурятия и Четвертого арбитражного апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, истцом предъявлено требование о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением в феврале 2006 года льгот гражданам по оплате электроэнергии в рамках Федерального закона “О ветеранах“, Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В обоснование права требования истец ссылается на то, что при возмещении расходов Министерством финансов Республики Бурятия были перечислены суммы компенсации за поставленную электроэнергию гражданам из расчета 114 копеек за 1 кВт. Вместе с тем, тариф составлял в указанный период 135 копеек за 1 кВт.

Неполученная истцом сумма компенсации явилась предметом спора, рассматриваемого в Арбитражном суде Республики Бурятия.

Отказывая в иске, Арбитражный суд Республики Бурятия и Четвертый арбитражный апелляционный суд исходили из того, что в соответствии со статьями 6, 41, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона “О ветеранах“ “отсюда требования истца удовлетворению не подлежат“, “уплаченные истцом в бюджет суммы НДС, исчисленные с сумм субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различных уровней в связи с применением государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, возмещению из соответствующих бюджетов не подлежат“.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обеих инстанций необоснованными.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации коммунальных услуг (в том числе поставка электроэнергии) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктами 1 и 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к
оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных цен (тарифов).

Таким образом, на истце лежит обязанность предъявлять к оплате покупателю сумму налога.

Согласно пункту 1 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В абзацах 2 и 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено увеличение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому
или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Таким образом, в предмет судебного исследования по настоящему спору подлежит включению вопрос - основания предоставления истцу денежных средств (компенсация понесенных расходов или оплата услуг, оказываемых льготным категориям граждан).

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие перечисление денежных средств истцу в спорный период.

В нарушение части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды обеих инстанций не включили в предмет судебного исследования указанные выше обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

При наличии таких обстоятельств, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июня 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.

При новом рассмотрении арбитражному суду следует установить основания выделения денежных средств, после чего рассмотреть вопрос об обоснованности предъявленных требований. Кроме того, арбитражному суду следует разрешить вопрос о распределении расходов по госпошлине за кассационное рассмотрение дела.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 июня 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года по делу N А10-5363/06 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

М.Д.РЮМКИНА