Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2007 N А33-4477/06-Ф02-8184/07 по делу N А33-4477/06 Заявление о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке пассажиров воздушным транспортом, правомерно удовлетворено частично, поскольку факт предоставления льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2007 г. N А33-4477/06-Ф02-8184/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 9 апреля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 12 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4477/06 Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (суд первой инстанции: Хорошева Н.В.; суд апелляционной инстанции: Ярош Г.В., Боголюбова И.А., Цыганкова И.Н.),

установил:

открытое акционерное общество “Сибавиатранс“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании 1476700 рублей убытков.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 9 апреля 2007 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации взыскано 1135110 рублей за счет средств федерального бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответственную казну. В остальной части исковых требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 12 июля 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, арбитражный суд неправильно применил статьи 86, 158, 163, 180 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 124, 125, 404, 406, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации указывает на необоснованное привлечение в качестве ответчика по делу; на недоказанность состава правонарушения, необходимого для привлечения к ответственности в виде взыскания убытков.

ОАО “Сибавиатранс“ в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и
процессуального права при принятии обжалуемого решения суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для их отмены.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков в размере 1476700 рублей, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке пассажиров воздушным транспортом во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ с ноября 2003 года по декабрь 2004 года.

Основанием иска указано на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по компенсации расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В обоснование своих требований истец представил: купоны авиабилетов, переписку истца с органами социальной защиты населения, договор на возмещение расходов N 45 от 02.03.2004, счета-фактуры, реестры расходов, платежные поручения, акты сверки реестра на возмещение расходов.

Возражая против заявленных требований, ответчик указал на то, что не причинял истцу убытки, не совершал незаконных и виновных действий.

Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в размере 1135110 рублей.

Признавая обоснованными требования о взыскании 1135110 рублей, суд исходил из установленных обстоятельств оказания истцом в период с ноября 2003 года по декабрь 2004 года услуг по перевозке инвалидов и лиц, имеющих право льготного проезда, в сумме 1135110 рублей, неисполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в результате чего истец не получил плату за оказанные услуги в указанный период.

Основанием к отказу в
иске в остальной части указано на недоказанность наличия права на льготы по проезду воздушным транспортом у граждан, указанных истцом в обоснование заявленных требований.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Красноярского края, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Согласно статье 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.

Статьями 31 и 32 указанного Закона установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате транспортного обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации и несут
ответственность за нарушение прав инвалидов.

Названным Законом определена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов.

В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов; к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.

Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение у ОАО “Сибавиатранс“ убытков.

Арбитражный суд Красноярского края, исследовав представленные сторонами доказательства, правомерно установил, что Российская Федерация не исполнила надлежащим образом свои обязательства по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, и признал требования ОАО “Сибавиатранс“ о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обоснованными.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и сумма
расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что судом первой инстанции Арбитражного суда Красноярского края правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, субъекты ответственности, размер убытков.

Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется.

При таких обстоятельствах судебные акты вынесены с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 9 апреля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 12 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4477/06 оставить без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

Л.М.СОКОЛОВА