Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.10.2007 N А19-2387/07-35-Ф02-8054/07 по делу N А19-2387/07-35 Дело по заявлению о признании незаконным решения антимонопольного органа, а также об обязании принять решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на приобретение акций с правом голоса сто процентов в уставном капитале открытого акционерного общества передано на новое рассмотрение, поскольку в судебных актах не нашли отражения мотивы, по которым суд принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 октября 2007 г. N А19-2387/07-35-Ф02-8054/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Новиковой И.В. (доверенность от 05.09.2007 N 658-9),

открытого акционерного общества “Холдинговая компания “Сибирский цемент“ - Другина Д.В. (доверенность от 01.10.2007 N 47/07),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на постановление от 13 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-2387/07-35 (суд первой инстанции: Луньков М.В.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Григорьева И.Ю., Лешукова М.В.),

установил:

открытое акционерное общество “Холдинговая компания
“Сибирский цемент“ (далее - ОАО “Холдинговая компания “Сибирский цемент“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - УФАС по Иркутской области, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 10.11.2006 N 3365-18, а также просило обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области принять решение об удовлетворении ходатайства о даче согласия на приобретение ОАО “Холдинговая компания “Сибирский цемент“ акций с правом голоса 100% в уставном капитале ОАО “Ангарский цементно-горный комбинат“.

Решением суда первой инстанции от 2 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2007 года решение суда от 2 мая 2007 года отменено, решение от 10.11.2006 N 3365-18 УФАС по Иркутской области признано незаконным.

В кассационной жалобе УФАС по Иркутской области ставит вопрос о проверке законности постановления апелляционной инстанции от 13 августа 2007 года по основаниям несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения пункта 5 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Представитель УФАС по Иркутской области поддержала доводы кассационной жалобы.

Представитель ОАО “Холдинговая компания “Сибирский цемент“ постановление апелляционной инстанции считает законным, представлен отзыв.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 часов 29.10.2007. После перерыва представители сторон не присутствуют.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.

Как установлено материалами
дела, УФАС по Иркутской области 10.11.2006 рассмотрело ходатайство ОАО “Холдинговая компания “Сибирский цемент“ о даче предварительного согласия на приобретение 80,44% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО “Ангарский цементно-горный комбинат“, что в совокупности с уже имеющимися составит 100% акций с правом голоса этого комбината.

УФАС по Иркутской области приняло решение об удовлетворении данного ходатайства в части дачи предварительного согласия на приобретение 30,45% акций, что в совокупности с уже имеющимися составит 50% акций с правом голоса в уставном капитале ОАО “Ангарский цементно-горный комбинат“.

Заключение от 10.11.2006 дано в соответствии с антимонопольным законодательством и на основании проведенного анализа антимонопольным органом установлено, что в результате приобретения холдингом 80,44% акций с правом голоса образуется группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на товарном рынке оптовых продаж цемента в границах Иркутской области, а сделка приведет к ограничению конкуренции на этом рынке.

Заключение подписано руководителем Управления В.А.Замориной (л.д. 9).

Суды первой и апелляционной инстанции по заявлению ОАО “Холдинговая компания “Сибирский цемент“пришли к разным выводам о соответствии названного заключения антимонопольного органа Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Судебный акт как первой, так и апелляционной инстанций подлежат отмене в связи с несоответствием выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам.

Так, в материалах дела отсутствуют доказательства, на которые ссылался суд - реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (в отношении ОАО “Ангарский цементно-горный комбинат“), а также ходатайство ОАО “Холдинговая компания “Сибирский цемент“ о даче предварительного согласия на приобретение акций.

Указанные доказательства имели значение для решения вопроса о том, на основании какого закона подано ходатайство о даче
предварительного согласия антимонопольным органом, на основании какого закона рассмотрено по существу ходатайство, имелись ли в данном случае основания для получения предварительного согласия (например, включение одной из сторон сделки в соответствующий реестр). Обжалуемое заключение антимонопольного органа не содержит ссылок на конкретный закон (Закон РСФСР “О конкуренции об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ от 22.03.1991 N 948-1, Федеральный закон “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ).

Суд апелляционной инстанции посчитал, что антимонопольным органом не представлены суду акты либо иные документы о том, что им был проведен анализ товарного рынка, анализ хозяйствующих субъектов на данном рынке, доказательства их взаимоотношений, взаимозависимости.

Между тем, заключение дано на основании предварительного анализа, который, как указал антимонопольный орган, содержится в другом документе - заключении на ходатайство ОАО “Холдинговая компания “Сибирский цемент“ (л.д. 34 - 36). Так, антимонопольный орган считает, что именно это заключение содержит обоснование его вывода о том, что в результате приобретения холдингом 100% акций с правом голоса ОАО “Ангарский цементно-горный комбинат“ образуется группа лиц, которая будет занимать доминирующее положение на соответствующем рынке, а также, что названная сделка приведет к ограничению конкуренции на этом рынке.

Данное доказательство судом апелляционной инстанции не оценено, суд первой инстанции, также не оценив указанное доказательство, ошибочно посчитал, что доминирующее положение холдинга было установлено УФАС по Иркутской области в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке (утвержденным приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108).

По мнению антимонопольного органа, изложенному в кассационной жалобе, последствием сделки, в отношении которой холдинг запросил предварительное согласие, является сокращение на рассматриваемом оптовом рынке продаж цемента числа независимых
хозяйствующих субъектов - поставщиков цемента, не входящих в одну группу лиц.

Как считает заявитель, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, является одним из признаков ограничения конкуренции. Вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности факта ограничения конкуренции, а также вывод суда первой инстанции о доказанности этого обстоятельства, сделаны без оценки указанного выше доказательства, имеющегося в деле. В судебных актах также не нашли отражения мотивы, по которым суд принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 4 статьи 170, пункт 12 части 2 статьи 271 АПК РФ).

Кроме того, в соответствии с требованием части 6 статьи 200 АПК РФ в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

При таких условиях, судебные акты по делу подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

При новом рассмотрении дела суду также следует обсудить вопрос о том, не затрагивают ли судебные акты права и обязанности ОАО “Ангарский цементно-горный комбинат“ (хозяйствующего субъекта, акции которого приобретаются).

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 2 мая 2007 Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 13 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-2387/07-35 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА