Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2007 N А33-14657/06-Ф02-8172/07 по делу N А33-14657/06 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о признании необоснованным применения налогоплательщиком вычета по НДС, поскольку в облагаемую НДС налоговую базу не подлежит включению лишь плата за пользование жилым помещением, а коммунальные услуги, оказываемые заявителем физическим и юридическим лицам, подлежат обложению данным налогом. Таким образом, заявитель вправе предъявить к возмещению НДС, уплаченный своим контрагентам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2007 г. N А33-14657/06-Ф02-8172/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Белоножко Т.В.,

судей: Брюхановой Т.А., Евдокимова А.И.,

представители сторон участия в заседании суда не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю на решение от 20 февраля 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14657/06 (суд первой инстанции: Данекина Л.А., суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Шевцова Т.В., Блинова Л.Д.),

установил:

муниципальное предприятие города Красноярска “Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 11“ (далее - предприятие, МП “ПЖРЭТ N 11“) обратилось в Арбитражный
суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 217-218 от 19.05.2006 с учетом решения N 217-218 “А“ от 18.10.2006.

Решением суда от 20 февраля 2007 года требования предприятия удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 18 июля 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом при рассмотрении дела не были учтены фактические обстоятельства, в соответствии с которыми предприятие не является энергоснабжающей (водоснабжающей, теплоснабжающей) организацией.

При этом при проведении налоговой проверки налоговой инспекцией было установлено, что МП “ПЖРЭТ N 11“ осуществляет деятельность по заключению и исполнению договоров с поставщиками на поставку коммунальных ресурсов, деятельность по сбору платежей за коммунальные ресурсы с населения, деятельность по поддержанию в надлежащем состоянии внутридомовых сетей, присоединенных к ресурсоснабжающим сетям поставщиков, то есть деятельность, не связанную напрямую со стоимостью коммунальных ресурсов и не идентичную понятию “оказание услуг водо-, тепло- и энергоснабжения“.

Налоговая инспекция считает, что предприятие не является покупателем коммунальных ресурсов и их перепродавцом, а по существу выступает лишь посредником между ресурсоснабжающими организациями и населением, которое оплачивает их по установленным тарифам, применяемым ресурсоснабжающими организациями.

Кроме того, налоговая инспекция указывает, что оплата налога на добавленную стоимость производилась за счет средств, полученных
от населения за оказание коммунальных услуг, а также поступивших из местного бюджета в виде субсидий, поэтому предприятие не понесло реальных затрат по оплате налога, в связи с чем право на возмещение налога на добавленную стоимость у него отсутствует.

В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции МП “ПЖРЭТ N 11“ указывает на необоснованность ее доводов, ссылается на соответствие обжалуемого судебного акта единообразию в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 44224, 44223 от 05.10.2007), однако своих представителей в заседание суда не направили, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных МП “ПЖРЭТ N 11“ налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 года, январь 2006 года.

По результатам проверки вынесено решение N 217-218 от 19.05.2006 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым
признано необоснованным предъявление предприятием к вычету налога на добавленную стоимость за декабрь 2005 года в сумме 1457966 рублей, за январь 2006 года в сумме 619567 рублей.

Не согласившись с названным решением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у МП “ПЖРЭТ N 11“ права на вычет налога на добавленную стоимость и признал незаконным оспариваемое решение налоговой инспекции. По этим же основаниям суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Кодекс не содержит понятия “услуги по предоставлению в пользование жилых помещений“.

Гражданское законодательство, в частности Жилищный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 35 “Наем жилого помещения“), различают правоотношения по предоставлению (передаче) жилого помещения во владение и (или) пользование и по эксплуатации, содержанию, ремонту жилого помещения.

Статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации разграничивает плату за пользование жилым помещением (плату за наем), которая взимается с нанимателя жилого помещения, и плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взимаемую как с нанимателя, так и с собственника (арендатора) жилого помещения.

Следовательно, в облагаемую налогом на добавленную стоимость налоговую базу не подлежит включению лишь плата за пользование жилым помещением (плата за наем). Коммунальные услуги
подлежат обложению данным налогом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса. В этом случае предприятие вправе на основании статей 171, 172, 176 Кодекса заявить о возмещении сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг).

Арбитражный суд установил, что МП “ПЖРЭТ N 11“ является муниципальным унитарным предприятием, имущество которому передано на праве хозяйственного ведения. Основными целями его деятельности являются: оказание жилищно-коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, комплексное обслуживание и ремонт жилищного фонда.

В соответствии с целями уставной деятельности для обеспечения коммунальными услугами потребителей жилищного фонда предприятием заключены с энергоснабжающими организациями: ОАО “Красноярскэнерго“, МУПП “Водоканал“, ООО “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“, ОАО “Красноярская генерация“ договоры на снабжение электрической энергией, холодной и горячей водой, на отпуск тепловой энергии и прием сточных вод.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ 51617-2000, утвержденного постановлением Госстандарта России N 158-ст от 19.06.2000, жилищно-коммунальные услуги - это действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1099 от 26.09.1994, предприятие-балансодержатель жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, является исполнителем услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации, который обязан предоставить потребителям, проживающим в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде, услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.

Судом установлено, что предприятие получало из
бюджета средства на покрытие убытков, связанных с реализацией им работ и услуг по государственным регулируемым ценам либо с применением льгот, предоставляемых законодательством отдельным потребителям. Также предприятию поступали от населения денежные средства за реализованные жилищно-коммунальные услуги.

Указанные средства поступали в распоряжение предприятия, которое расходовало их самостоятельно в соответствии с уставными целями.

Каких-либо доказательств выделения названных дотаций непосредственно для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных предприятием контрагентам, в материалах дела не содержится.

Согласно статье 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 вычеты.

Вычетам, в частности, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

Как следует из статьи 176 Кодекса, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Каких-либо ограничений указанных прав организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и получающих в связи с этим дотации, Кодексом не установлено.

Судом были проверены факты оплаты предприятием стоимости ресурсов и налога на добавленную стоимость ресурсоснабжающим организациям. Данные факты налоговой инспекцией не опровергнуты.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у предприятия права на возмещение налога на добавленную стоимость основаны на правильном применении норм материального права.

При таких обстоятельствах арбитражный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в
деле доказательства, дал им надлежащую оценку, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств и отмены принятого по делу судебного акта.

Государственная пошлина в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в кассационной инстанции, в уплате которой налоговой инспекции была предоставлена отсрочка, на основании статей 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ подлежит взысканию с налоговой инспекции в доход федерального бюджета Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании данного постановления подлежит выдаче Арбитражным судом Красноярского края.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 20 февраля 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 18 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-14657/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Красноярскому краю в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1000 рублей.

Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

А.И.ЕВДОКИМОВ