Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2007 N А19-4547/07-Ф02-7943/07 по делу N А19-4547/07 Дело по заявлению о признании недействительным размещения государственного заказа на разработку рабочего проекта передано на новое рассмотрение, поскольку рассмотрение спора невозможно без уточнения предмета исковых требований.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2007 г. N А19-4547/07-Ф02-7943/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Быкова Р.В. (доверенность от 24 апреля 2007 года N 1329-9),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2007 года по делу N А19-4547/07 (суд первой инстанции: Никонорова С.В.; суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Буркова О.Н., Куклин О.А.),
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Агентству по государственному заказу Иркутской области о признании недействительным размещения государственного заказа Иркутской области по лоту N 3 на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток, Тайшетского района Иркутской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: управление капитального строительства администрации Иркутской области и общество с ограниченной ответственностью “Зодчий“.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2007 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2007 года и принять новое решение об удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права (статья 21 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“) и норм процессуального права (статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании поддержал ее доводы.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 20 ноября 2006 года Агентством по государственному заказу Иркутской области в газете “Областная“ было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 00954-ОК/06 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту отделения детской кардиохирургии Иркутской областной клинической больницы.
27 ноября 2006 года было опубликовано извещение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса, в котором были указаны в наименовании конкурса пять лотов, в том числе лот N 3 - открытый конкурс на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток, Тайшетского района Иркутской области.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в ходе внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов для государственных нужд установило нарушение при проведении конкурса по лоту N 3.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование права требования истец ссылается на нарушение конкурсной комиссией требований части 1 статьи 21 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку ответчиком нарушений процедуры размещения заказа, предусмотренной вышеназванным законом, не допущено. При этом суд исходил из того, что решение о внесении изменений касались не предмета конкурса, а лишь дополняли его. Кроме того, суд первой инстанции не установил нарушений требований части 3 статьи 24 названного закона при опубликовании изменений в конкурсную документацию.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы обеих инстанции необоснованными и неправомерными.
Как следует и текста искового заявления, истцом заявлено требование о признании недействительным размещения Агентством по государственному заказу Иркутской области заказа по лоту N 3 на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток, Тайшетского района Иркутской области.
Согласно статье 5 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, под действиями по размещению заказов следует понимать такие действия, которые связаны с принятием решения о способе размещения заказа либо совершаются в рамках указанных процедур (способов) размещения заказов.
Как видно из материалов дела, размещение заказа осуществлено ответчиком путем проведения 19 декабря 2006 года открытого конкурса.
Вместе с тем, арбитражным судом не принято мер к уточнению предмета исковых требований (какой результат совершенных действий является недействительным).
Без уточнения предмета спора невозможно определить круг обстоятельств, подлежащих исследованию, и круг юридических фактов, подлежащих установлении.
Выводы арбитражных судов об отсутствии в действиях конкурсной комиссии нарушений части 3 статьи 24 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ неправомерны.
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (в редакции, действовавшей в спорный период) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с частью 4 вышеназванной статьи конкурсная документация должна содержать:
1) требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению;
2) требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик;
3) требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара (при необходимости);
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) порядок формирования цены контракта, в том числе с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
6) сведения о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (исполнителями, подрядчиками);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате заключенного государственного или муниципального контракта;
8) сведения о праве заказчика в одностороннем порядке изменить объем выполняемых по контракту работ, оказываемых услуг в соответствии с частью 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;
9) порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 21 настоящего Федерального закона;
10) требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона;
11) порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки. При этом срок отзыва заявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 25 настоящего Федерального закона;
12) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации в соответствии с частью 1 статьи 24 настоящего Федерального закона;
13) место, порядок, даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Даты и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе устанавливаются в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона;
14) критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 - 6 статьи 28 настоящего Федерального закона;
15) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
16) срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект государственного или муниципального контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе внести изменения в конкурсную документацию не позднее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения опубликовываются и в течение двух дней размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса, и направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была представлена конкурсная документация.
Таким образом, предмет конкурса не является составляющей конкурсной документации и не может быть изменен в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 24 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.
Исходя из положений главы 1 настоящего Федерального закона, предмет конкурса формируется заказчиком до момента размещения заказа путем проведения конкурса.
Внесение изменений в извещение о проведении конкурса в рамках данного спора непосредственно касается предмета конкурса, поскольку в извещении от 20 ноября 2006 года объявлялся конкурс на выполнение проектных работ по капитальному ремонту отделения детской кардиохирургии Иркутской областной клинической больницы, а в извещении от 27 ноября 2006 года был указан лот N 3 - открытый конкурс на разработку рабочего проекта “Детская деревня“ для специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Квиток, Тайшетского района Иркутской области.
Учитывая, что при принятии судебных актов по делу выводы арбитражных судов не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2007 года подлежат отмене.
Поскольку рассмотрение спора невозможно без уточнения предмета исковых требований, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует принять меры к уточнению предмета исковых требований, после чего определить круг юридических фактов, подлежащих установлению при рассмотрении требований, и рассмотреть спор с соблюдением норм материального права. Арбитражному суду также следует разрешить вопрос о распределении расходов по госпошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2007 года по делу N А19-4547/07 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.М.СОКОЛОВА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
В.И.КУЛАКОВ