Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2007 N А33-11398/06-Ф02-7571/07 по делу N А33-11398/06 Дело по заявлению о взыскании убытков, причиненных в результате незаконных действий муниципального образования, передано на новое рассмотрение, поскольку доводы заявителя о незаконном отказе ответчика от права собственности на два муниципальных жилых дома, о незаконном уклонении от бремени по их содержанию не получили правовой оценки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2007 г. N А33-11398/06-Ф02-7571/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Палащенко И.И.,

судей: Васиной Т.П., Попова О.А.,

при участии в судебном заседании генерального директора открытого акционерного общества “Ачинсксельхозтехника“ - Клюева В.Н. (протокол общего собрания акционеров от 22.04.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ачинсксельхозтехника“ на решение от 19 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 2 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11398/06 (суд первой инстанции: Хорошева Н.В.; суд апелляционной инстанции: Ярош Г.В., Егоров А.Л., Цыганкова И.Н.),

установил:

открытое акционерное общество “Ачинсксельхозтехника“ (далее - ОАО “Ачинсксельхозтехника“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского
края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Ачинска о взыскании убытков в сумме 199320 рублей, причиненных в результате незаконных действий муниципального образования города Ачинска в лице администрации города Ачинска, в том числе: 85439 рублей - сумма, затраченная ОАО “Ачинсксельхозтехника“ на приобретение материалов, необходимых для восстановления участка, протяженностью 85 метров городской (муниципальной) теплотрассы, не действующей в результате незаконных действий ответчика; 113881 рубль - сумма, затраченная ОАО “Ачинсксельхозтехника“ на приобретение материалов, необходимых для изготовления водогрейного котла типа “Универсал“, необходимого для предоставления отопления, водоснабжения в два муниципальных дома N 5 “А“, N 5 “Б“, расположенные по ул. 5-го июля в г. Ачинске.

В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации города Ачинска на надлежащего - муниципальное образование города Ачинска в лице администрации города Ачинска.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Агентство по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска, федеральное государственное унитарное предприятие “Ростехинвентаризация“ филиал по Красноярскому краю, муниципальное унитарное предприятие “Тепловые сети“.

Решением от 19 февраля 2007 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 2 августа 2007 года, в удовлетворении иска отказано.

ОАО “Ачинсксельхозтехника“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 19 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 2 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края отменить, иск удовлетворить.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы
материального права - статьи 16, 210, 225, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нарушили нормы процессуального права - части 5, 6 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Муниципальное образование города Ачинска в лице администрации города Ачинска, Агентство по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ачинска, федеральное государственное унитарное предприятие “Ростехинвентаризация“ филиал по Красноярскому краю, муниципальное унитарное предприятие “Тепловые сети“ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без их участия по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании генеральный директор ОАО “Ачинсксельхозтехника“ Клюев В.Н. поддержал доводы кассационной жалобы.

На основании части 2 статьи 176 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 16 октября 2007 года, постановление в полном объеме изготовлено 23 октября 2007 года.

Как усматривается из материалов дела и было установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно уставу ОАО “Ачинсксельхозтехника“ (зарегистрировано администрацией Ачинского района Красноярского края постановлением N 172-р от 31.05.1993), свидетельство о регистрации N 69 от 02.06.1993 (в соответствии с п. 3 постановления администрации Ачинского района N 202-п от 02.08.1995) является правопреемником ОАО “Ачинскагротехсервис“, учрежденного Красноярским краевым комитетом по управлению государственным имуществом в соответствии с правовыми актами о
приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (Положением об акционерных обществах, утвержденным постановлением Совмина N 601 от 25.12.1990 и Указом Президента РФ N 721 от 01.07.1992).

В соответствии с главой 4 раздела 6 Гражданского кодекса Российской Федерации учредителями общества принято решение о присоединении к АО “Ачинсксельхозтехника“ ОАО “Ачинскагропромснаб“, зарегистрированного постановлением администрации Ачинского района N 224-п от 08.12.1992, свидетельство о государственной регистрации N 46.

В соответствии с постановлением Красноярского краевого комитета по управлению государственным имуществом от 05.12.1992 N 01-28-850 было принято решение о преобразовании государственного предприятия Ачинской базы материально-технического снабжения в АООТ “Ачинскагропромснаб“, утвержден план приватизации данного предприятия.

Согласно пункту 9 плана приватизации жилые дома, перечисленные в пункте 8 плана приватизации, подлежали передаче в муниципальную собственность г. Ачинска и Ачинского района и не были приватизированы.

По договору о передаче объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность от 26.11.1992 администрация г. Ачинска принимает в муниципальную собственность объекты социальной инфраструктуры первоначальной стоимостью 50,7 тыс. руб. и остаточной стоимостью 33,6 тыс. руб. В приложении N 1 к договору указаны три жилых дома: один 4-квартирный, один 2-квартирный, один 3-квартирный.

Между администрацией г. Ачинска и Ачинским Агропромснабом заключен договор о передаче в безвозмездное пользование объектов социальной инфраструктуры от 26.11.1992, в соответствии с условиями которого, Ачинский Агропромснаб получает в безвозмездное пользование объекты социальной инфраструктуры согласно приложению N 1, являющиеся муниципальной собственностью общей стоимостью 33,6 тыс. руб. В приложении N 1 к договору о передаче в безвозмездное пользование указаны три жилых дома: один 4-квартирный, один 2-квартирный, один 3-квартирный.

Договор безвозмездного пользования заключен на неопределенный срок, является неотъемлемой частью плана приватизации предприятия.

Согласно пункту 3.1 указанного договора
Ачинский Агропромснаб обязался содержать полученные объекты в сохранности, использовать их по назначению и нести расходы по содержанию.

Согласно письмам исх. N 52 от 04.08.2003, исх. N 78 от 01.03.2004 ОАО “Ачинсксельхозтехника“ сообщило администрации г. Ачинска о своем отказе от договора безвозмездного пользования муниципальными домами (Ачинск-2, ул. 5-го июля N 5 “А“, N 5 “Б“) от 26.11.1992. Отказ от безвозмездного пользования мотивирован тем, что у ОАО “Ачинсксельхозтехника“ нет средств на бесплатное содержание муниципальных жилых домов.

Письмами исх. N 14-04-2158 от 15.08.2003, N 01-31-1373 от 10.04.2004 администрация г. Ачинска предложило уточнить и представить подтверждающие документы о передаче объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность.

В письме исх. N 01-24-135 от 10.11.2004 указано, что жилые дома (Ачинск-2, ул. 5-го июля N 5 “А“, N 5 “Б“) муниципальным жилищным фондом не являются.

Согласно бухгалтерской справке ОАО “Ачинсксельхозтехника“ N 193 от 31.08.2006, затраты (убытки) для изготовления и установки водогрейного котла, инженерные работы по изготовлению теплотрассы, водопровода и прокладка кабеля в целях подачи в муниципальные дома отопления, водоснабжения, электроэнергии в общей сумме 229560 рублей содержатся за балансом, поскольку два муниципальных дома N 5 “А“, 5 “Б“ не содержатся на балансе общества.

Решением Ачинского городского суда от 11.04.2005 на ОАО “Ачинсксельхозтехника“ возложена обязанность предоставлять в жилые дома по адресу: г. Ачинск, ул. 5-го июля N 5 “А“ и N 5 “Б“ коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению и электроснабжению до решения вопроса о передаче данного жилья в муниципальную собственность.

Определением Ачинского городского суда Красноярского края от 11.04.2005 прекращено производство по делу по иску Ачинского межрайпрокурора к администрации г. Ачинска в части возложения обязанности администрации г.
Ачинска принять в муниципальную собственность дома N 5 “А“, 5 “Б“ по ул. 5-го июля в г. Ачинске Красноярского края, зарегистрировать это право и, как будущему собственнику, обеспечить жильцов домов коммунальными услугами по отоплению, водоснабжению и электроснабжению. Основанием прекращения указано о неподведомственности спора суду общей юрисдикции.

Актом проверки от 12.10.2005 исполнения решения суда, составленным судебным приставом-исполнителем ПССП Красноярского края по г. Ачинску и Ачинскому району установлено, что идут ремонтные работы по замене труб, по подаче магистрального трубопровода. В соответствии с постановлением N 18208/16/05-П-5 от 17.10.2005 исполнительное производство в отношении ОАО “Ачинсксельхозтехника“ об обязании предоставить коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению, энергоснабжению окончено в связи с фактическим исполнением.

В материалы дела представлены наряды на сделанные работы на 01.08.2005 по 03.08.2005, товарный чек, счета-фактуры, платежные поручения, копии чеков, товарная накладная в подтверждение выполненных работ на котельной.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.05.2006 по делу N А33-32742/05 прекращено производство по делу по иску ОАО “Ачинсксельхозтехника“ о признании незаконным бездействия администрации г. Ачинска по включению в реестр муниципальной собственности жилых домов N 5 “А“, N 5 “Б“ по ул. 5-го июля г. Ачинска. Основанием прекращения производства по указанному делу явился отказ истца от иска. В данном определении суд пришел к выводу, что указанные жилые дома являются муниципальной собственностью.

Согласно письму исх. N 13-16/14-29 от 30.01.2007 архивным отделом администрации г. Ачинска сведений на жилые дома N 5 “А“, 5 “Б“ по ул. 5-го июля г. Ачинска, а также сметной документации не обнаружено.

Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что обжалуемые судебные акты
подлежат отмене по следующим основаниям.

Обжалуемые судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела, с нарушением норм процессуального права, поэтому они не отвечают требованиям части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно требованиям, изложенным в пункте 3 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в мотивировочной части решения и постановления должны быть указаны мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

Кассационная инстанция считает, что данные требования процессуального законодательства не были выполнены судами первой и апелляционной инстанций, что в соответствии с частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, истец указал, что факт причинения ему убытков обусловлен незаконным отказом ответчика от права муниципальной собственности на два жилых дома, расположенных по адресу: г. Ачинск, ул. 5-го июля N 5 “А“ и N 5 “Б“, незаконном уклонении от бремени по их содержанию и незаконном возложении обязательств по содержанию этих домов на ОАО “Ачинсксельхозтехника“. Данные жилые дома переданы в муниципальную собственность города Ачинска Красноярским комитетом по управлению госимуществом поскольку они относятся к муниципальной собственности в соответствии с Приложением N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.

Правовым основанием заявленных требований истец указал статью 53 Конституции Российской Федерации, статьи 16, 210, 225, 226, 236, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд первой инстанции, установив факт принадлежности спорных жилых домов на праве муниципальной собственности,
пришел к выводу о том, что их собственник не обязан возмещать предъявленные убытки в связи со строительством истцом теплотрассы, подходящей к указанным домам, ввиду недоказанности истцом совокупности условий для возмещения убытков, установленных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что истцом не доказано также то обстоятельство, что со стороны ответчика имели место неправомерные действия, в результате которых истцу причинены убытки.

В нарушение пункта 3 части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций не указали в обжалуемых судебных актах мотивы, по которым не применили законы, на которые сослалось ОАО “Ачинсксельхозтехника“.

В нарушение статей 71, 168 пункта 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы истца о незаконном отказе ответчика от права собственности на два муниципальных жилых дома, о незаконном уклонении от бремени по их содержанию, не получили правовой оценки. В предмет судебного исследования не включены вопросы, связанные с уклонением собственника жилых домов от обязательств по содержанию муниципального имущества и возложения данных обязательств на ОАО “Ачинсксельхозтехника“. Судами не дана оценка представленным в материалы дела Схеме городской теплотрассы и Техническому заключению по обследованию участков инженерных сетей к домам N 5 “А“ и 5 “Б“ по ул. 5-го июля г. Ачинска.

При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции о недоказанности истцом совокупности условий для возмещения убытков, а также недоказанности наличия со стороны ответчика неправомерных действий, в результате которых истцу причинены убытки, являются преждевременными, требующими дополнительного исследования.

Учитывая изложенное,
на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 19 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 2 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11398/06 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду следует учесть все указанные в настоящем постановлении обстоятельства.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 2 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11398/06 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.И.ПАЛАЩЕНКО

Судьи:

Т.П.ВАСИНА

О.А.ПОПОВ