Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2007 N А19-7834/07-38-Ф02-7931/07 по делу N А19-7834/07-38 Суд правомерно возвратил заявление налогового органа о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом), поскольку заявителем не представлены доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2007 г. N А19-7834/07-38-Ф02-7931/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на определение Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2007 года по делу N А19-7834/07-38 (суд первой инстанции: Михайлова В.В.; суд апелляционной инстанции: Буркова О.Н., Куклин О.А., Шаркова К.Ж.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и
Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая служба) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании отсутствующего должника - Акционерного общества закрытого типа “Усть-Илимское мороженое“ (АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“) несостоятельным (банкротом).

Определением от 15 мая 2007 года заявление возвращено налоговому органу на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 44 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Постановлением апелляционной инстанции от 15 августа 2007 года определение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, налоговая служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, вывод суда о возвращении искового заявления в связи с отсутствием у АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“ в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, не основан на нормах действующего законодательства.

Налоговая служба, ссылаясь на статью 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, считает, что ликвидация АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“ невозможна путем исключения из Единого государственного реестра юридических лиц.

Судом, полагает заявитель, не учтено, что налоговая служба, являясь кредитором должника, имеет право обратиться с требованием в арбитражный суд о признании должника банкротом. Действующее законодательство связывает факт прекращения гражданско-правовых обязательств с ликвидацией юридического лица, а не с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не
направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебных актов.

Из материалов дела усматривается, что должник (АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“) с 01.07.1997 сведения, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган не представляет, открытых банковских счетов не имеет, обязанности по уплате обязательных платежей не исполняет.

Задолженность АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“ по уплате обязательных платежей составляет 254524 рубля 18 копеек.

Ссылаясь на статьи 33, 224 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 3, 4, 6, 7, 11, 33, 39 - 41, 45, 227, 228, 230 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 “О несостоятельности (банкротстве)“ и постановление Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“, налоговая служба обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“ несостоятельным (банкротом).

Возвращая заявление налоговому органу, суд исходил из того, что АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“ соответствует признакам недействующего юридического лица, установленным статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, в связи с чем оно подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке, предусмотренном Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

К юридическому лицу, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, применяется административный порядок ликвидации, предусмотренный
статьей 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Судом установлено, что АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“ отвечает признакам недействующего юридического лица.

Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо возбуждение производства по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации“ двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.

Заявление уполномоченного органа о признании АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“ банкротом подано в арбитражный суд 15.05.2007, то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц.

Как следует из материалов дела, должник сведения, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, не представляет, открытых банковских счетов не имеет, обязанности по уплате обязательных платежей не исполняет.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20.12.2006 “О некоторых вопросах практики
применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.

В пункте 4 названного постановления разъяснено, что одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном толковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

Учитывая, что должник (АОЗТ “Усть-Илимское мороженое“) отвечает признакам недействующего юридического лица, налоговый орган доказательств невозможности соблюдения административного порядка его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, не представил, суд правомерно возвратил исковое заявление на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебные акты приняты с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в
связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Иркутской области от 15 мая 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2007 года по делу N А19-7834/07-38 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

М.Д.РЮМКИНА