Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.10.2007 N А58-799/07-Ф02-7853/07 по делу N А58-799/07 Заявление об обязании ответчика передать нежилое помещение - отделение почтовой связи в государственную собственность Российской Федерации удовлетворено, поскольку предприятия связи относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2007 г. N А58-799/07-Ф02-7853/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Некрасовой Н.В., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) - Ермолаевой Е.А. (доверенность N 82 от 11.04.2005, удостоверение N 15 от 05.07.2006),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года по делу N А58-799/07 (суд первой инстанции: Андреев В.А.; суд апелляционной инстанции: Куклин О.А., Шаркова К.Ж., Стасюк Т.В.),
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) (ТУ ФАУФИ по Республике Саха (Якутия)) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Муниципальному образованию “Чаппангдинский наслег“ (МО “Чаппангдинский наслег“) об обязании ответчика передать нежилое помещение - отделение почтовой связи общей площадью 68 квадратных метров, расположенное по адресу: Нюрбинский улус, с. Чаппангда, ул. Октябрьская, 17, в государственную собственность Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Федеральное государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2007 года в иске отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года решение отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции не учтены положения статьи 6 Закона РСФСР N 445-1 от 25.12.1990 “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, действовавшей в период строительства спорного здания, согласно которой имущество государственного предприятия или вклад государства в предприятие смешанной формы собственности образуется за счет бюджетных ассигнований и (или) вкладов других государственных предприятий, полученных доходов, других законных источников и находится в собственности РСФСР или входящей в ее состав республики, автономной области, автономного округа, края, области.
Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в силу статьи 24 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 “О почтовой связи“ средства почтовой связи в Российской Федерации могут находиться только в федеральной собственности.
Судом, полагает заявитель, необоснованно не принята во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в определении N 542-О от 07.12.2006, в соответствии с которой только согласованными действиями соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органом местного самоуправления должна производиться безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную собственность.
В отзыве на кассационную жалобу МО “Чаппангдинский наслег“ поддержало доводы жалобы.
ТУ ФАУФИ по Республике Саха (Якутия) в отзыве на кассационную жалобу возражало против ее доводов и просило оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик и третьи лица надлежащим образом были извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав представителя ТУ ФАУФИ по Республике Саха (Якутия), Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, нежилое помещение, расположенное по адресу: Нюрбинский улус, с. Чаппангда, ул. Октябрьская, 17, было спроектировано и принято в эксплуатацию как отделение почтовой связи, его занимает Управление Федеральной почтовой службы Республики Саха (Якутия).
Названное помещение на основании решения Нюрбинского районного совета от 09.02.2006 “О безвозмездной передаче имущества местных администраций в собственность вновь образованных муниципальных образований в поселениях МР “Нюрбинский район“ и договора о безвозмездной передаче объектов муниципальной собственности муниципального района “Нюрбинский район“ N 18 от 21.06.2006 передано в собственность Муниципальному образованию “Чаппангдинский наслег“.
06.04.2006 ответчик письмом N 15 сообщил Нюрбинскому филиалу Управления Федеральной почтовой службы Республики Саха (Якутия) о необходимости заключить договор аренды занимаемого им недвижимого имущества.
В письме N 02-2513 от 26.10.2006 истец предложил ответчику передать спорный объект недвижимого имущества из муниципальной собственности в федеральную.
ТУ ФАУФИ по Республике Саха (Якутия), полагая, что спорное нежилое помещение, являющееся федеральной собственностью, незаконно было отнесено к муниципальной собственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик является собственником спорного объекта недвижимости, и его волеизъявление на передачу имущества в федеральную собственность необходимо.
Апелляционный суд со ссылкой на постановление Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 пришел к выводу о доказанности представленными в дело материалами того факта, что спорное нежилое помещение проектировалось под отделение связи и что после его ввода в эксплуатацию в нем размещалось почтовое отделение, в связи с чем удовлетворил иск.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 25.02.1998 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр или перечень федеральной, государственной или муниципальной собственности, арбитражный суд при определении принадлежности таких объектов соответствующим субъектам на праве собственности, руководствуется приложениями N 1, 2 и 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991.
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от N 3020-1 от 27.12.1991 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и пункту 6 раздела IV приложения к нему предприятия связи относятся исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 “О почтовой связи“ имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Судом апелляционной инстанции на основе представленных в материалы дела доказательств установлено, что строительство здания, в котором находится спорное помещение, начато 05.04.1991, закончено - 07.07.1992, заказчиком строительства выступил совхоз “Чаппангдинский“ (государственное предприятие), строительство производилось за счет государственных средств.
Спорное помещение изначально предназначалось для размещения почтового отделения, с момента ввода здания в эксплуатацию использовалось отделением почтовой связи Нюрбинского филиала Управления Федеральной почтовой связи Республики Саха (Якутия). Отделение почтовой связи размещается в названном помещении и в настоящее время.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что строительство, осуществленное за счет государственных средств, завершено спустя лишь полгода после разграничения государственной собственности на федеральную, субъектов федерации и муниципальную; ответчик доказательств финансирования строительства за счет средств субъекта федерации либо муниципалитета не представил; суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о принадлежности спорного помещения к объектам федеральной собственности.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, их правильной правовой оценке, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2007 года по делу N А58-799/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
Н.В.НЕКРАСОВА
М.Д.РЮМКИНА