Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2007 N А74-993/07-Ф02-7836/07 по делу N А74-993/07 В удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия земельной кадастровой палаты, выразившегося в отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, отказано правомерно, поскольку порядок перевода спорного земельного участка, являющегося федеральной собственностью, в другую категорию земель заявителем не соблюден.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2007 г. N А74-993/07-Ф02-7836/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орлова А.В.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия на решение от 11 июля 2007 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-993/07 (суд первой инстанции: Кобыляцкая Н.Н.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Хакасия (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным бездействия федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Республике Хакасия (далее - учреждение), выразившегося в отказе от 08.12.2006, бездействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия (далее - Управление), выразившегося в отказе от 28.03.2007 в постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, горно-санитарные зоны и акватории озера Алтай-1 и Алтай-2, категории земель - особо охраняемых территорий, для размещения и эксплуатации объектов оздоровительного и рекреационного назначения.
Решением от 11 июля 2007 года в удовлетворении заявления Теруправления отказано.
В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Теруправление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 11 июля 2007 года отменить.
Вопрос об отмене обжалуемого судебного акта рассматривается в связи с доводами кассационной жалобы о несоответствии выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам, о неправильном применении судом норм материального права, а именно части 1 статьи 14 Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“.
Заявитель жалобы считает, что учреждение ошибочно установило для всех участников единую категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения; что суд не учел решения от 13 декабря 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2378/05 и тем самым нарушил единообразие судебной практики.
Учреждение и Управление отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, вместе с тем, своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 07.06.2006 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 354680000 кв.м, кадастровый номер 19:04:990101:0011, категория - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в Алтайском районе Республики Хакасия, землепользователь - открытое акционерное общество “Племенной завод “Россия“ (свидетельство серии 19 АА N 062698).
Решением N 112 от 10.10.2006 Теруправление произвело раздел данного земельного участка на 35 земельных участков и установило для каждого вновь образованного земельного участка, в том числе в отношении земельного участка 8 площадью 3840092 кв.м, расположенного в Алтайском районе Республики Хакасия на территории горно-санитарных зон и акватории озер Алтай-1 и Алтай-2, предназначенного для эксплуатации объектов оздоровительного и рекреационного назначения, категорию - земли особо охраняемых природных территорий и объектов.
11.10.2006 Теруправление обратилось в учреждение с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате расформирования земельного участка с кадастровым номером 19:04:990101:0011 на 35 земельных участков, а также выдачи кадастровых планов по разделам В. 1, В. 2.
Решением N 04/06-2025 от 08.12.2006 учреждение отказало в проведении кадастрового учета земельного участка, поскольку об указанном земельном участке в государственный земельный кадастр внесены сведения как о ранее учтенном земельном участке на основании постановления Администрации Алтайского района N 255 от 06.09.1995, экспликация которого не содержит сведений о землях особо охраняемых территорий и объектов.
Письмом N 233 от 28.03.2007 Управление сообщило заявителю, что обозначенные земельные участки горно-санитарных зон и озер Алтай-1 и Алтай-2 изначально относились к категории земель сельскохозяйственного назначения и установление округов горно-санитарной охраны не означает перевод этих площадей из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию особо охраняемых земель, а лишь обозначает их особый режим землепользования.
Заявитель, считая, что данные отказы не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают имущественные права Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Теруправлению правомерно отказано в проведении кадастрового учета вновь образованного земельного участка иной категории, чем значится в отношении данной земли в государственном земельном кадастре, поскольку порядок перевода спорного земельного участка, являющегося федеральной собственностью, в другую категорию земель, Теруправление не соблюден.
Исследовав материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Как установлено судом и соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам, из свидетельства о государственной регистрации права от 07.06.2006 серии 19 АА N 062698, выписки из Единого государственного реестра земель, государственного акта РХ-04-000092 следует, что земельный участок с кадастровым номером 19:04:990101:0011 отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.
Согласно статьям 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства и используемые для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, поименованных в пункте 1 данной статьи, а именно: связанных с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд обоснованно констатировал, что решения Теруправления по этому вопросу недостаточно.
При таких обстоятельствах, установив факт несоблюдения Теруправлением предусмотренного указанными выше нормами материального права порядка перевода спорного земельного участка из одной категории в другую, суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа Теруправлению в проведении кадастрового учета вновь образованного земельного участка с изменением его категории.
Ссылка Теруправления на часть 1 статьи 14 Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую“ обоснованно отклонена судом первой инстанции как не имеющая правового значения применительно к настоящему спору.
Как установлено судом и соответствует имеющимися в материалах дела доказательствам, противоречия между данными государственного земельного кадастра и данными правоустанавливающих и правоподтверждающих документов не имеется, в них указана одна категория земли - земли сельскохозяйственного назначения.
Ссылка Теруправления в кассационной жалобе на вступившее в законную силу решения от 13 декабря 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-2378/05, с иным предметом требований, обстоятельствами, подлежащими доказыванию (судебному исследованию) по делу, отклоняется судом кассационной инстанции как не имеющая правового отношения к существу рассматриваемого дела.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных Теруправлением требований.
На основании изложенного, доводы заявителя жалобы, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, повторно рассмотрены арбитражным окружным судом и отклонены как несостоятельные и не влияющие на правильность обжалуемого по делу судебного акта.
Таким образом, по результатам кассационного производства по настоящему делу Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены решения от 11 июля 2007 года.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11 июля 2007 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-993/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ОРЛОВ
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Л.Ю.ПУЩИНА