Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.10.2007 N А78-7165/06-Ф02-7028/07 по делу N А78-7165/06 Исковое заявление о взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, удовлетворено правомерно, поскольку задолженность, связанная с неполной компенсацией понесенных заявителем расходов, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2007 г. N А78-7165/06-Ф02-7028/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Горячих Н.А.,

судей: Мироновой И.П., Рюмкиной М.Д.,

при участии в судебном заседании представителя Комитета по финансам Читинской области - Каменевой Л.В. (доверенность от 20.02.2007 N 26),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по финансам Читинской области, Управления Федерального казначейства по Читинской области на решение Арбитражного суда Читинской области от 4 мая 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2007 года по делу N А78-7165/06 (суд первой инстанции: Олейник В.Ф.; суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Юдин С.И., Шаркова К.Ж.),

установил:

открытое акционерное общество (ОАО) “Территориальная генерирующая
компания N 14“ обратилось Арбитражный суд Читинской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 661027 рублей 30 копеек, составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг во исполнение Федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“; к Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области о взыскании 139364 рублей 17 копеек, составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг во исполнение Закона Читинской области “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Администрация городского округа “Город Чита“, муниципальное учреждение Центральный отдел социальной защиты населения г. Читы, муниципальное учреждение Ингодинский отдел социальной защиты населения г. Читы, муниципальное учреждение Железнодорожный отдел социальной защиты населения г. Читы, муниципальное учреждение Черновский отдел социальной защиты населения г. Читы.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 4 мая 2007 года исковые требования удовлетворены.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Комитет по финансам Читинской области, Управление Федерального казначейства по Читинской области обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Читинской области.

По мнению заявителей, судом неправильно применены нормы материального права - статьи 15, 16, 1069 - 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ОАО “Территориальная генерирующая компания N 14“ представило
отзыв на кассационные жалобы, в котором выразило несогласие с доводами кассационных жалоб, просит оставить в силе судебные акты, указывая на их законность и обоснованность.

Дело по кассационной жалобе рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы кассационных жалоб и отзыва на них соответственно.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Федеральными законами “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ от 18.10.1991 N 1761-1, Закона Читинской области “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“ от 29.12.2004 N 623-ЗЧО истец оказывал коммунальные услуги, предоставляя ветеранам и инвалидам - жителям города Читы льготу - 50% скидку по оплате за поставленную тепловую энергию в период с 01.01.2005 по 31.12.2005.

В результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2005 году ОАО “Территориальная генерирующая компания N 14“ понесло расходы на сумму 800291 рубль 47 копеек.

Расходы в указанном размере не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены копии: актов сверок взаиморасчетов, копии списков лиц, получивших льготы, счетов-фактур.

Истец предъявил ко взысканию с Читинской области в лице Комитета по финансам Читинской области за счет средств областного бюджета 139264 рублей 17 копеек, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета - 661027 рублей 30 копеек.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а
также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг. Вместе с тем государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

Федеральным законом “О ветеранах“ (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50%.

Статьей 10 указанного Федерального закона определено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, подлежат возмещению как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от
льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.

Во исполнение вышеуказанного Федерального закона принят Закон Читинской области от 29.12.2004 N 623-ЗЧО “О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий“, статьей 2 которого предусмотрено снижение размеров оплаты коммунальных услуг на 50% нормативов потребления коммунальных услуг, установленных законодательством Читинской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда и жертвам политических репрессий утвержден постановлением Главы Администрации Читинской области от 18.02.2005 N 41-А/п.

Данным порядком предусмотрено финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по уплате коммунальных услуг, оказываемых гражданам, имеющим право на получение вышеуказанных льгот, за счет субвенций из бюджета Читинской области, передаваемых в установленном порядке бюджетам муниципальных образований.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки,
причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что истец предоставлял льготы, предусмотренные Федеральными законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“. Судом правильно указано, что задолженность, связанная с неполной компенсацией понесенных истцом расходов, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации - Читинской области.

Суммы, подлежащие взысканию из федерального бюджета и из бюджета Читинской области, подтверждаются актами сверки, подписанными истцом и соответствующими муниципальными образованиями.

В силу требований статей 16, 1064, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания, не соответствующего закону или иному правовому акту, акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального
образования.

Довод Комитета по финансам Читинской области о том, что возмещение ответчику расходов на предоставление льгот не произведено по его вине ввиду непредставления своевременно заявок, не имеет правового значения для разрешения данного дела, поскольку основанием возмещения в силу действующего законодательства является факт предоставления данных льгот.

При таких обстоятельствах заявленные ОАО “Территориальная генерирующая компания N 14“ требования о возмещении расходов в сумме 800291 рубль 47 копеек, понесенных в 2005 году в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обоснованно удовлетворены судом первой и апелляционной инстанций в полном объеме.

Решение Арбитражного суда Читинской области от 4 мая 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2007 года приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Читинской области от 4 мая 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2007 года по делу N А78-7165/06 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А.ГОРЯЧИХ

Судьи:

И.П.МИРОНОВА

М.Д.РЮМКИНА