Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2007 N А19-5961/07-Ф02-7769/07 по делу N А19-5961/07 Суд правомерно прекратил производство по делу о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом), поскольку заявителем не представлены доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2007 г. N А19-5961/07-Ф02-7769/07
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Горячих Н.А.,
судей: Мироновой И.П., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - Лысунь Н.Д. (доверенность от 09.01.2007 N 06-15/000145),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение от 22 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5961/07 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 года по тому же делу (суд первой инстанции: Апанасик С.В.; суд апелляционной инстанции: Буркова О.Н., Куклин О.А., Шаркова К.Ж.),
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - налоговая служба) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью “Трансэкспортлес“ (далее - ООО “Трансэкспортлес“) - несостоятельным (банкротом), о включении в третью очередь реестра требований кредиторов ООО “Трансэкспортлес“ требования налоговой службы по уплате задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды и штрафов, а также об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и утверждении ему единовременного вознаграждения за счет средств федерального бюджета.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 22 мая 2007 года на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 августа 2007 года определение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение от 22 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований уполномоченного органа.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 227 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, а не статья 277.
По мнению заявителя кассационной жалобы, подача уполномоченным органом, являющимся кредитором должника, заявления о признании должника банкротом препятствует его исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в административном порядке. По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением статьи 277 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)“).
Представитель налоговой службы в судебном заседании подтвердил доводы кассационной жалобы.
ООО “Трансэкспортлес“ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещалось по юридическому адресу, указанному в его учредительных документах. Извещения возвращены с информацией органа связи об отсутствии адресата, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО “Трансэкспортлес“ зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу с 15.02.2001. Должник предоставлял последнюю бухгалтерскую отчетность по состоянию на 01.10.204. Операции по открытым банковским счетам ООО “Трансэкспортлес“ не осуществляет в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту обращения истца в суд.
Задолженность ООО “Трансэкспортлес“ по уплате налогов (сборов) на момент предъявления заявления составляет 4552169 рублей 36 копеек, в том числе 2155877 рублей 1 копейка - налоги, 1709685 рублей 57 копеек - пени, 686606 рублей 78 копеек - налоговые санкции.
Данные обстоятельства подтверждены сведениями об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях N 1532 от 11.05.2007 и N 13-01/219 от 05.02.2007 об отсутствии денежных средств по расчетным счетам должника, справкой о размере задолженности по налогам (сборам).
Прекращая производство по данному делу, судебные инстанции исходили из того, что ООО “Трансэкспортлес“ отвечает признакам недействующего юридического лица, в связи с чем оно подлежит исключению из ЕГРЮЛ в административном порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон “О государственной регистрации“).
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 10 мая 2007 года и постановления от 22 августа 2007 года, а также правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Согласно статье 32 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Предметом кассационного обжалования являются судебные акты, принятые по результатам рассмотрения заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации“ фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Федеральным законом N 83-ФЗ от 02.07.2005 “О внесении изменений в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ от 02.07.2005) в Федеральный закон “О государственной регистрации“ внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа (пункт 7 статьи 22 Федеральный закон N 83-ФЗ от 02.07.2005). При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
Согласно статье 3 Федерального закона N 83-ФЗ от 02.07.2005 двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона - с 06.07.2005.
Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ООО “Трансэкспортлес“ банкротом подано в арбитражный суд 12.04.2007, то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что бухгалтерская и налоговая отчетность ООО “Трансэкспортлес“ не представляется, коммерческая деятельность не ведется, установить место пребывания органа данного юридического лица не представляется возможным, сведения об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях отсутствуют.
Таким образом, судебными инстанциями установлено и заявителем кассационной жалобы не оспаривается тот факт, что ООО “Трансэкспортлес“ отвечает признакам недействующего юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20 декабря 2006 года “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“ рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.
Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица (ООО “Трансэкспортлес“) из ЕГРЮЛ в административном порядке, учитывая, что такая процедура является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что административному порядку исключения ООО “Трансэкспортлес“ из ЕГРЮЛ возражает именно уполномоченный орган - налоговая служба (он же заявитель кассационной жалобы), не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Уполномоченный орган решает вопрос о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующего должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам. Поэтому одновременно с заявлением о признании банкротом недействующего должника по смыслу статей 39, 59 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации“ уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам.
Данных доказательств уполномоченный орган в арбитражный суд не представил.
Если установлено отсутствие указанных обстоятельств либо имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации“.
В материалах данного дела отсутствуют заявления иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве ООО “Трансэкспортлес“.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Иркутской области правомерно прекратил производство по делу N А19-5961/07 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь их отмену, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено, в связи с чем определение от 22 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5961/07 и постановление от 22 августа 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по тому же делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Заявитель кассационной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
определение от 22 мая 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5961/07 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2007 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А.ГОРЯЧИХ
Судьи:
М.Д.РЮМКИНА
И.П.МИРОНОВА