Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.10.2007 N А19-4848/07-Ф02-7507/07 по делу N А19-4848/07 Суд возвратил заявление о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом), так как материалами дела подтвержден факт отсутствия у должника имущества и денежных средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2007 г. N А19-4848/07-Ф02-7507/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы России на определение Арбитражного суда Иркутской области от 2 апреля 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2007 года по делу N А19-4848/07 (суд первой инстанции: Иванова Т.П., суд апелляционной инстанции: Шаркова К.Ж., Юдин С.И., Стасюк Т.В.),

установил:

Федеральная налоговая служба России (налоговая служба) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании отсутствующего должника индивидуального частного предприятия (ИЧП) “Стажары“ несостоятельным
(банкротом).

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 2 апреля 2007 года заявление возвращено заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 44 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2007 года определение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные выше судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статьи 227 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, а не статья 277.

По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением статьи 227 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Вывод суда о наличии основания для возвращения заявления, в связи с отсутствием в достаточном объеме у ИЧП “Стажары“ имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве и погашена задолженность по обязательным платежам, не основан на нормах действующего законодательства.

Заявитель жалобы указывает на доказанность обстоятельств невозможности исключения ИЧП “Стажары“ из Единого государственного реестра юридических лиц, поступления возражений кредитора - уполномоченного органа, представляющего интересы бюджетов Российской Федерации.

В силу пунктов 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ заявление налоговой службы является основанием для отказа регистрирующего органа принять решения о ликвидации предприятия, так как затрагивает права и законные интересы бюджетов и Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая служба, обращаясь
с заявлением в суд о признании отсутствующего должника ИЧП “Стажары“ несостоятельным (банкротом), указала на следующие обстоятельства.

ИЧП “Стажары“ состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области, имеет просроченную задолженность свыше трех месяцев по уплате обязательных платежей в размере 137927 рублей, фактически прекратило свою деятельность, не сдает бухгалтерскую отчетность, не осуществляются операции по счетам в кредитных учреждениях в течение 12 месяцев.

Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц опубликовано в “Вестнике государственной регистрации“ N 48 от 06.12.2006.

12.12.2006 налоговой службой получено заявление кредитора в лице уполномоченного органа о наличии задолженности ИЧП “Стажары“ по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Финансирование проведения процедуры банкротства подтверждается Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2007 год“, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 “О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников“, Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.2005 N САЭ-3-19/80@/53/34н “О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573“ из средств федерального бюджета.

В качестве правового обоснования требований, налоговая служба сослалась на статью 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3, 4, 6, 7, 11, 33, 39 - 41, 45, пункт 2 статьи 227, пункт 1 статьи 228, статью 230 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 “О некоторых вопросах практики применения
Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Арбитражный суд, установив, что должник отвечает признакам недействующего юридического лица, указал, что такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Заявителем не представлены доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке.

Доказательства наличия возражений иных кредиторов должника, доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган не представлены.

Возвращая заявление, суд руководствовался пунктом 1 статьи 44 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, статьей 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 года N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“.

Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с вышеизложенными выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.

Изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на определения арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, поданные по правилам, установленным настоящим Кодексом, рассматриваются судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном настоящей главой для рассмотрения кассационных жалоб на решения и постановления соответствующего арбитражного суда.

Согласно статье 32 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности
(банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

После принятия Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ в действующее законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом) признается юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке.

Согласно статье 3 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации“ двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.

Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ИЧП “Стажары“ банкротом подано в арбитражный суд 21.03.2007, то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.

В заявлении о признании ИЧП “Стажары“ несостоятельным (банкротом) налоговая служба указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным
платежам в бюджет и внебюджетные фонды на момент предъявления заявления в суд в общей сумме 137927 рубля.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20 декабря 2006 года “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“ рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.

Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.

В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица ИЧП “Стажары“ из ЕГРЮЛ в административном порядке.

Возврат искового заявления (заявления) предусмотрен статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 части 1 которой заявление возвращается в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20 декабря 2006 года “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“).

Учитывая то, что законодательством предусмотрен внесудебный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, суд правильно возвратил заявление налоговой службы.

Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку заявитель кассационной жалобы не обосновал нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального
права при возвращении судом заявления о признании ИЧП “Стажары“ несостоятельным (банкротом), а также нарушение своих законных прав и интересов принятием обжалуемых судебных актов.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что Арбитражный суд Иркутской области и Четвертый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы процессуального права и нормы материального права.

Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

определение Арбитражного суда Иркутской области от 2 апреля 2007 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2007 года по делу N А19-4848/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.А.ГОРЯЧИХ

И.П.МИРОНОВА