Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.10.2007 N А19-22771/07-13-Ф02-7485/07 по делу N А19-22771/07-13 Заявление о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот при проезде железнодорожным транспортом, удовлетворено правомерно, поскольку факт неисполнения ответчиком в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2007 г. N А19-22771/07-13-Ф02-7485/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Горячих Н.А., Мироновой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Ряпенко А.В. (доверенность от 09.01.2007 N 13-17/2), открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - Гениатулиной Е.А. (доверенность от 20.08.2007 N 55РДОП),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2007 года по делу N А19-22771/07-13 (суд первой инстанции: Андриянова Н.П.),

установил:

открытое акционерное общество (ОАО) “Российские железные дороги“ обратилось в Арбитражный суд
Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 40198949 рублей 40 копеек убытков, возникших в связи с отсутствием возмещения предоставленных гражданам льгот при проезде железнодорожным транспортом в рамках реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Федерального закона “О ветеранах“ за 2004 год.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены: департамент социальной защиты населения Иркутской области, федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Решением первой инстанции от 6 июня 2007 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “РЖД“ взыскано 40198949 рублей 40 копеек - расходов, связанных с реализацией Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О ветеранах“.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с выводами Арбитражного суда Иркутской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 6 июня 2007 года и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права и нормы процессуального права - пункт 3 статьи 2, статья 48, пункт 5 статьи 790, статьи 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 158, 165, 167, 171, 175, 192, 217, 234, 246 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 6.4 Федерального закона “О государственной социальной помощи“, статья 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель полагает недоказанным наличие состава гражданского правонарушения.

Арбитражный суд нарушил правила о подсудности, неправомерно отказал в привлечении в качестве ответчика по делу
главного распорядителя средств федерального бюджета - федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

В отзыве на кассационную жалобу федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию просит оставить судебный акт в силе как вынесенный обоснованно, доводы заявителя кассационной жалобы считает несостоятельными.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно иску материально-правовым требованием указано требование о возмещении расходов, связанных с реализацией льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом в рамках реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Федерального закона “О ветеранах“ за 2004 год.

Основанием иска указано неисполнение ответчиком в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2004 году льгот по оплате проезда лицам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральными законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить который по смыслу не представляется возможным.

В обоснование исковых требований истец представил: реестры оформления проездных документов на проезд во внутреннем и межгосударственном сообщениях по группе “Инвалиды труда, детства и их сопровождающие“, группе “Участники ВОВ и лица, приравненные к участникам ВОВ“, по группе “Инвалиды ВОВ, их сопровождающие и лица, приравненные к инвалидам ВОВ“ по ж.д. продажи Восточно-Сибирс 92 за 2004 год, купоны билетов.

Возражая против иска, Министерство финансов Российской Федерации указало на недоказанность состава гражданского правонарушения.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, Арбитражный суд
Иркутской области исходил из того, что убытки истца возникли в результате предоставления льгот, установленных законами Российской Федерации. Доказательств возмещения государством убытков истца не представлено.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Иркутской области законными.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (статья 30) установлено, что инвалидам предоставляется 50-процентная скидка по оплате проезда в междугороднем железнодорожном транспорте один раз в период с 16 мая по 30 сентября, неограниченное количество раз в период с 1 октября по 15 мая, а также инвалидам 1 и 2 группы и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения и обратно один раз в год.

В соответствии со статьей 2, пунктами 18 и 19 статьи 4, пунктами 14 и 15 статьи 5, статьей 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ транспортная льгота по оплате проезда в междугороднем железнодорожном транспорте является федеральной льготой инвалидам и должна обеспечиваться за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов указанным Федеральным законом,
возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджета Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату проезда на железнодорожном транспорте.

Порядок возмещения расходов, указанных в вышеназванной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконного бездействия государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового органа или иного уполномоченного органа.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, повлекло возникновение у истца убытков в заявленной им сумме.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Довод заявителя о неправомерном отказе судом в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве ответчика федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию подлежит отклонению.

Решение арбитражного суда об удовлетворении исковых требований за счет средств казны Российской Федерации вынесено с учетом положений статей 125, 126, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отклоняется довод заявителя кассационной
жалобы о недоказанности размера понесенных расходов.

В подтверждение обоснованности заявленных требований ОАО “Российские железные дороги“ представило данные автоматизированной системы продажи билетов “Экспресс“, реестры оформления проездных документов на проезд, подлинные купоны к билетам на проезд.

Арбитражный суд Иркутской области в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с требованиями статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы относятся на заявителя кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 июня 2007 года по делу N А19-22771/07-13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.А.ГОРЯЧИХ

И.П.МИРОНОВА