Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.10.2007 N А33-704/07-Ф02-7739/07, А33-704/07-Ф02-7586/07 по делу N А33-704/07 Заявление прокурора о признании недействительным решения госоргана об отнесении закрытого акционерного общества к категории градообразующих предприятий удовлетворено правомерно, поскольку данное общество не является государственным предприятием-должником, следовательно, применение указанного в решении госоргана нормативного правового акта не соответствует закону.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2007 г. N А33-704/07-Ф02-7739/07,

А33-704/07-Ф02-7586/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей Прокуратуры Иркутской области - Забродиной Ю.Б. (удостоверение N 158192),

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю - Гончаровой О.Б. (доверенность N 04 от 09.10.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, налоговый орган), Прокуратуры Красноярского края на постановление апелляционной инстанции от 2 июля 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по
делу N А33-704/07 (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Шевцова Т.В., Плотников А.А., Раздобреева И.А.),

установил:

прокурор Красноярского края обратился в Арбитражный суд Красноярского края в интересах Российской Федерации (в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономным округам) к Лесосибирскому городскому Совету с заявлением о признании недействительным решения от 08.08.2002 N 153 “Об отнесении ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ к категории градообразующих предприятий“ (в редакции N 375 от 18.11.2004).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ЗАО “Новоенисейский ЛХК“, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (правопреемником является Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю).

Решением суда первой инстанции от 3 апреля 2007 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 2 июля 2007 года решение суда от 3 апреля 2007 года отменено. В удовлетворении заявления прокурора Красноярского края о признании недействительным решения Лесосибирского городского Совета от 08.08.2002 N 153 “Об отнесении ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ к категории градообразующих предприятий“ (в редакции N 375 от 18.11.2004) отказано.

В кассационных жалобах Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, Прокуратура Красноярского края ставят вопрос о проверке законности постановления апелляционной инстанции по основаниям неправильного применения пункта 10 статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Представители Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю, Прокуратуры Красноярского края поддержали доводы кассационных жалоб.

Лесосибирский городской Совет заявил ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб в его отсутствие.

ЗАО “Новоенисейский
ЛХК“ о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещено надлежащим образом (уведомление N 41014 от 21.09.2007), однако своего представителя в судебное заседание не направило, поэтому кассационные жалобы рассматриваются без его участия.

Дела рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как установлено материалами дела, ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ (далее - общество) обратилось к председателю Лесосибирского городского Совета с заявлением от 16.04.2002 N 52-н, в котором просило отнести предприятие к категории градообразующих с 2002 года.

08.08.2002 Лесосибирским городским Советом принято решение N 153, которым ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ отнесено к категории градообразующих предприятий. Пунктом 2 названное решение введено в действие с 2002 года. Решением Лесосибирского городского Совета от 18.11.2004 N 375 в решение N 153 внесено дополнение - преамбула дополнена словами: “Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Прокурор Красноярского края, посчитав решение Лесосибирского городского Совета от 08.08.2002 N 153 “Об отнесении ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ к категории градообразующих предприятий“ (в редакции N 375 от 18.11.2004) незаконным и нарушающим интересы Российской Федерации в лице Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю в сфере финансовой и экономической деятельности, обратился в арбитражный суд заявлением о признании решения недействительным.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания заявления ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ от 16.04.2002 N 52-н и оспариваемого решения видно, что Лесосибирский городской Совет признал общество градообразующим предприятием в соответствии с Положением о порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.1994 N 1001 “О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими“.

Согласно пункту 2 названного Положения настоящее Положение применяется к предприятиям, в отношении которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1994 N 498 “О некоторых мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве)“ принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятий - неплатежеспособными (далее именуются - предприятия-должники).

Действие настоящего Положения распространяются на государственные предприятия-должники, а также предприятия-должники, в капитале которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в федеральной собственности или государственной собственности субъектов Российской Федерации.

ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ не является государственным предприятием-должником, на него не распространяется Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.1994 N 1001 и, следовательно, суд первой инстанции правильно посчитал, что применение указанного нормативного правового акта не соответствует закону.

Решение от 08.08.2002 N 153 “Об отнесении ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ к категории градообразующих предприятий“ (в редакции N 735 от 18.11.2004) принято с превышением Лесосибирским городским Советом своих полномочий, поскольку из содержания статьи
16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статьи 6 Закона Российской Федерации от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не следует, что отнесение предприятий к категории градообразующих, входит к компетенцию органов местного самоуправления.

Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией суда первой инстанции о превышении Лесосибирским городским Советом своих полномочий при принятии оспариваемого решения и отсутствии оснований для отнесения ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ к градообразующему предприятию, вместе с тем, необоснованно посчитал, что не доказано нарушение интересов Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Красноярскому краю в сфере экономической деятельности.

На основании оспариваемого решения ЗАО “Новоенисейский ЛХК“ исчислило в 2002 - 2004 годах налог на прибыль организаций с применением льготного порядка, предусмотренного статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло неуплату обществом налога в федеральный бюджет в сумме 5723182,88 рублей и, тем самым, нарушило экономические интересы Российской Федерации.

При таких условиях вывод суда апелляционной инстанции о том, что не нарушены интересы Российской Федерации, не основан на материалах дела.

С учетом изложенного, постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 2 июля 2007 года подлежит отмене.

Поскольку прокурор Красноярского края правомерно на основании статьи 198 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения Лесосибирского городского Совета недействительным, следует оставить в силе решение суда первой инстанции от 3 апреля 2007 года.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края по делу N
А33-704/07 от 2 июля 2007 года отменить.

Оставить в силе решение суда первой инстанции от 3 апреля 2007 года.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА