Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2007 N А33-4263/06-Ф02-7463/07 по делу N А33-4263/06 Суд правомерно частично удовлетворил требования о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату земельного налога, поскольку в спорный период собственники земельных долей не оформили в установленном порядке право собственности на земельные участки, таким образом, за гражданами сохранился статус собственников земельных долей на протяжении всего спорного периода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2007 г. N А33-4263/06-Ф02-7463/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Скубаева А.И.,

судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,

при участии в судебном заседании представителей сельскохозяйственного закрытого акционерного общества “Ададымское“ Пахомовой Н.В. (доверенность от 05.10.2007 N 007) и Администрации Назаровского района Красноярского края Степанова С.В. (доверенность от 03.07.2006 N 743),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного закрытого акционерного общества “Ададымское“ на решение от 9 июня 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 14 августа 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-4263/06 (суд первой инстанции: Хох Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Первухина Л.Ф., Дунаева Л.А., Колесникова
Г.А.),

установил:

сельскохозяйственное закрытое акционерное общество “Ададымское“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, преобразованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 11 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция), о признании недействительным решения от 10.01.2006 N 941 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением от 10 апреля 2006 года производство по делу было приостановлено до рассмотрения исковых заявлений граждан о признании права собственности на земельные доли в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного закрытого акционерного общества “Ададымское“.

Определением от 4 декабря 2006 года производство по делу было возобновлено.

По ходатайству налоговой инспекции в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен отдел по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Назаровского района.

Решением от 9 июня 2007 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 10.01.2006 N 941 в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 71016 рублей 28 копеек, предложения уплатить земельный налог в сумме 409854 рубля 61 копейка и пени в сумме 10108 рублей 32 копейки. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 14 августа 2007 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять
по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, общество не является плательщиком земельного налога, поскольку собственниками спорных земельных участков, ранее выделенных обществу в общую долевую собственность, являются физические лица, а общество является лишь арендатором земельных участков.

Отзыв на кассационную жалобу общества налоговой инспекцией не представлен.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителей.

В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 11 октября 2007 года.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему спору, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 20.10.2005 обществом уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год.

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией принято решение от 10.01.2006 N 941 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату земельного налога (с учетом переплаты в сумме 427041 рубль 61 копейка) в виде взыскания штрафа в размере 71016 рублей 28 копеек. Также данным решением обществу предложено уплатить земельный налог в сумме 782123 рубля, в том числе по сроку уплаты 15.09.2005 в сумме 391062 рубля и по сроку уплаты 15.11.2005 в сумме 391062 рубля, пени за несвоевременную уплату
земельного налога в размере 19142 рубля 4 копейки.

Считая решение налогового органа незаконным и нарушающим права, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований в части Арбитражный суд Красноярского края обоснованно руководствовался следующим.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 “О плате за землю“ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (статья 5 Закона Российской Федерации “О плате за землю“).

Согласно статье 3 указанного Закона Российской Федерации “О плате за землю“ размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

В силу статьи 16 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.

В соответствии со статьей 15 названного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Пунктом 3 Указа Президента
Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России“ установлено, что таким документом следует считать свидетельство о праве собственности на землю, зарегистрированное в регистрационной (поземельной) книге.

В соответствии с пунктом 5 названного Указа каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других сособственников: на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство; без выдела - обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать ее по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

Выдел земельной доли (пая) в натуре производится с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования.

Из положений названного Указа следует, что передача земельного участка в аренду участником общей долевой собственности возможна после выдела земельной доли в натуре.

Правовой режим имущества, находящегося в общей (долевой) собственности, определен также Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей. Согласно статье 247 Кодекса владение и пользование
имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерного его доле. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (пункт 2 статьи 252 названного Кодекса).

В пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ установлено, что признаются действительными и имеют юридическую силу свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177 “Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения“.

Как следует из материалов дела, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1997 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России“ и постановления администрации Назаровского района от 07.07.1994 N 223 обществу было выдано свидетельство на право собственности на землю - земельный участок площадью 18878 га; вид права - общая долевая собственность. Согласно указанному свидетельству земельному участку присвоен кадастровый номер 01, имеется запись о том, что границы земельных участков с особыми режимами их использования показаны на прилагаемой кадастровой карте.

Таким образом, свидетельство на право общей долевой собственности на спорный земельный участок, выданное обществу, соответствует требованиям приведенных выше актов. Регистрация права общей долевой собственности общества на земельный участок не признана недействительной в установленном законом порядке.

Согласно договору купли-продажи земель от 01.04.1993 N 4 общество приобрело в собственность земельный участок, находившийся в ведении
администрации Назаровского района, общей площадью 725 га, в том числе: пашни 628 га, сенокосы 97 га.

Как следует из материалов дела, сельскохозяйственное закрытое акционерное общество “Ададымское“ было создано путем реорганизации государственного совхоза “Ададымский“ на основании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 06.11.1991 N 1273 “О преобразовании совхоза “Ададымский“ в коллективное сельскохозяйственное предприятие “Ададымское“.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР“ коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 1 марта 1992 года предлагалось принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.

Порядок проведения земельной реформы установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов“ и от 04.09.1992 N 708 “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса“.

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов“ владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.

В соответствии с положениями пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и
организаций агропромышленного комплекса“ трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий должны принять решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса“ владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Таким образом, наделение земельной долей члена реорганизуемого предприятия одновременно обязывало его принять решение о ее использовании одним из предусмотренных действующим законодательством способов.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России“ администрацией Назаровского района принято постановление от 07.07.1994 N 223, которым утвержден список собственников земельных долей АО “Ададымское“ в количестве 889-и акционеров и на основании которого 765-и акционерам выданы свидетельства на право собственности на земельную долю в составе общей долевой собственности.

Статьей 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ предусмотрено, что земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки земель сельскохозяйственного назначения.

01.02.1995 постановлением Правительства Российской Федерации N 96 одобрены Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, которыми предусмотрен порядок аренды земельной доли.

В соответствии с данным порядком собственник земельной доли имеет право сдать ее в краткосрочную аренду для целей сельскохозяйственного производства другим собственникам
земельных долей, получившим их в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также сельскохозяйственным коммерческим организациям, образованным этими собственниками.

Если в качестве арендодателя выступает группа собственников земельных долей, заключается многосторонний договор аренды земельных долей.

В случае заключения многостороннего договора аренды земельные участки в натуре каждому арендодателю могут не выделяться.

Налоговые и иные платежи за земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, вносят сособственники участка, если иное не предусмотрено соответствующим договором аренды земельной доли.

Согласно материалам дела собственники земельных долей передали заявителю свои доли в аренду (при этом договоры аренды не зарегистрированы в установленном законом порядке). Каких-либо положений, обязывающих собственников земельных долей уплачивать налоговые платежи за земельный участок, договоры не содержат.

Федеральный закон от 24.07.2002 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ установил обязанность участников долевой собственности, получивших при приватизации сельскохозяйственных угодий в собственность земельные доли, обеспечить определение на местности границ находящихся в общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями землеустройства.

Как установлено Арбитражным судом Красноярского края, в спорный период собственники земельных долей не оформили в установленном законом порядке право собственности на земельные участки, приходящиеся на части их владения в общей долевой собственности, дельные участки не выделены в натуре. Таким образом, за гражданами сохранялся статус собственников земельных долей на протяжении всего спорного периода, за который осуществлены начисления налоговым органом. Право общей долевой собственности на спорный земельный участок закреплено за обществом, что подтверждается выданным ему свидетельством (регистрационная запись от 19.03.1999 N 576).

Согласно свидетельству, выданному 28.07.1994, собственником земельного участка с кадастровым номером 01 на праве общей долевой собственности являлось и является общество. Этой же датой были
выданы свидетельства физическим лицам на право собственности земельной доли в составе общей долевой собственности общества.

Действовавшие в период проведения земельной реформы нормативные акты, а также ныне действующие законодательные нормы разграничивают такие объекты права, как “земельный участок“ и “земельная доля“.

Понятие земельного участка дано в Земельном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России“ и Порядок оформления и выдачи свидетельства на право собственности на землю, утвержденный первым заместителем председателя Роскомзема 15.02.1994, также содержали требование об определении границ земельного участка на местности (выдела участка в натуре), подтверждаемых чертежом.

Земельная доля, в отличие от земельного участка, не является объектом недвижимости, поскольку не имеет вещественного выражения (не определены границы, какие-либо качественные, количественные характеристики), следовательно, земельная доля сама по себе (без выделения приходящегося на нее земельного участка в натуре) не может выступать объектом налогообложения при исчислении земельного налога.

Как усматривается из материалов дела, выделение земельных участков в натуре в счет земельных долей и оформление права собственности на земельные участки гражданами в установленном порядке не производилось.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Собственниками земельных участков в силу статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации являются лица, являющиеся собственниками земельных участков.

Таким образом, исходя из толкования указанных норм, земельный налог уплачивается собственниками земельных участков, а не собственниками земельных долей.

Следует отметить, что земельная доля как самостоятельный объект земельных отношений не предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации (действующим с 2001 года). К объектам земельных отношений согласно статье 6 Кодекса относятся земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков.

Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В рассматриваемом споре распределение бремени содержания объекта общей долевой собственности, в том числе и уплата налогов, находится в сфере гражданско-правовых отношений.

В сфере налоговых правоотношений действует норма (статья 15 Закона Российской Федерации “О плате за землю“), согласно которой объектом налогообложения является земельный участок, а основанием для уплаты земельного налога - документ, удостоверяющий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками.

Следовательно, публично-правовая обязанность по уплате земельного налога лежит на обществе в силу наличия у него свидетельства на право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 01, имеющем установленные надлежащим образом границы. Согласно решению собрания дольщиков общество вправе предъявить собственникам земельных долей в составе спорного земельного участка расходы по уплате налога. Исходя из формы собственности спорного земельного участка - общей долевой собственности налог может быть рассчитан с применением льгот, предусмотренных для отдельных дольщиков.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу об обоснованном доначислении обществу налоговым органом земельного налога в сумме 372268 рублей 39 копеек.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, поскольку доводы жалобы не влияют на законность принятых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 9 июня 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 14 августа 2007 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-4263/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

А.И.СКУБАЕВ

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

М.А.ПЕРВУШИНА