Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2007 N А19-717/07-Ф02-7362/07 по делу N А19-717/07 Заявление о взыскании расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг правомерно удовлетворено частично, поскольку истцом доказаны наличие и размер убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов по предоставлению льгот согласно Закону Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2007 г. N А19-717/07-Ф02-7362/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества “Иркутскэнерго“ - Кривошеевой И.В. (доверенность от 01.01.2007 N 5353), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Вокиной М.В. (доверенность от 09.01.2007 N 13-17/4),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Иркутскэнерго“ на решение от 6 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-717/07 (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г.),

установил:

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО “Иркутскэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области
с иском о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 12500 рублей, составляющих сумму расходов по предоставлению льгот на основании Федерального закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2003 - 2004 годах.

Определением арбитражного суда от 26 февраля 2007 года на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

До принятия по делу решения на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытки в размере 13000 рублей, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ в 2003 - 2004 годах.

Решением от 6 июня 2007 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в пользу ОАО “Иркутскэнерго“ взыскано 12777 рублей 69 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Производство по делу в отношении второго ответчика - Иркутской области прекращено.

В апелляционном суде законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу решением от 6 июня 2007 года, ОАО “Иркутскэнерго“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, выводы суда первой инстанции о применении срока исковой давности являются незаконными.

В силу статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации акты сверки суммы, подлежащей возмещению истцу в 2003 году, подписанные 27.12.2004 Управлением социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское,
свидетельствуют о признании обязанным лицом долга, следовательно, на момент обращения в арбитражный суд срок исковой давности не прошел.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил свои доводы.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации возразил против доводов кассационной жалобы, указав на их необоснованность.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения суда первой инстанции, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.

Согласно иску материально-правовым требованием указано требование о взыскании убытков, возникших у организации от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в 2003 - 2004 годах в соответствии с указанным Законом оказывал реабилитированным лицам и членам их семей льготы по оплате коммунальных услуг. Поскольку расходы истца по предоставлению льгот были возмещены не полностью, истец просил в судебном порядке взыскать с Российской Федерации задолженность в сумме 13000 рублей, в том числе за 2003 год - 222 рубля 31 копейку, за 2004 год - 12777 рублей 69 копеек.

Удовлетворяя заявленные требования частично, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что истцом доказаны наличие и размер убытков, возникших в результате неполного возмещения расходов по предоставлению льгот согласно Закону Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ за 2004 год. В отношении требований, заявленных за 2003 год, отказал в связи с пропуском срока исковой давности.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает
выводы Арбитражного суда Иркутской области правомерными.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ и пунктом 9 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50% в пределах социальной нормы площади жилья, а также скидку в размере 50% с установленной платы за пользование коммунальными услугами в пределах нормативов потребления коммунальных услуг и со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“ порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Во исполнение названного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 утверждено Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (далее - Положение), в соответствии с пунктом 14 которого расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением расходов из федерального бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового
образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом
льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Арбитражный суд Иркутской области установил, что все денежные средства, предусмотренные федеральным бюджетом 2004 года и выделенные Иркутской области по исполнению обязательств по оплате льгот в соответствии с Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, распределены в полном объеме.

Доказательства нецелевого использования Иркутской областью в 2004 году средств на реализацию Закона “О реабилитации жертв политических репрессий“ в материалах дела отсутствуют.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме расходы истца.

Исходя из анализа постановления Правительства Российской Федерации N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, Арбитражный суд Иркутской области пришел к правомерному выводу, что в федеральном бюджете необходимая сумма для выплаты расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, не была предусмотрена. Поэтому следует признать обоснованным вывод Арбитражного суда Иркутской области о том, что компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета и надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Доводы заявителя кассационной жалобы о неприменении положений статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с подписанием актов сверки между ОАО “Иркутскэнерго“ и Управлением социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское, свидетельствующих о признании обязанным лицом долга, являются неправомерными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Составление указанных выше актов сверок
не свидетельствует о совершении должником - Российской Федерацией действий по признанию долга, поскольку указанные акты подписаны истцом - ОАО “Иркутскэнерго“ и Управлением социальной защиты населения администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское.

Выводы арбитражного суда о пропуске срока исковой давности в отношении требований о взыскании убытков за 2003 год являются правомерными.

При таких обстоятельствах судебный акт вынесен с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 6 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-717/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

Л.М.СОКОЛОВА