Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.10.2007 N А19-16676/06-Ф02-7321/07 по делу N А19-16676/06 Дело по заявлению о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль передано на новое рассмотрение, поскольку суд не указал, в чем выразилось нарушение прав и законных интересов налогоплательщика предложением уплатить ежемесячные авансовые платежи по данному налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2007 г. N А19-16676/06-Ф02-7321/07

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Белоножко Т.В., Брюхановой Т.А.,

при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ представителя Стрижневой Т.Б. (доверенность N 320/47 от 09.02.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 16 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 4 июля 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-16676/06 (суд первой инстанции: Сонин А.А.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Доржиев Э.П., Рылов Д.Н.),

установил:

общество
с ограниченной ответственностью “Российские железные дороги“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - инспекция) о признании незаконным ее решения N 02/1-65-54 от 27.01.2007.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель изменил предмет заявленных требований и просил признать незаконным пункт 2 решения N 02/1-65-54 от 27.01.2007.

Решением от 16 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области заявление общества удовлетворено.

Постановлением от 4 июля 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение.

Из кассационной жалобы следует, что при исчислении на основании статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал 2005 года и первый квартал 2006 года обществом не учтены предусмотренные статьей 288 Кодекса особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление о вручении почтового отправления от 25.09.2007 N 40636), своих представителей на судебное заседание не направила.

Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами кассационной жалобой, полагая, что расчет ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль произведен налогоплательщиком в соответствии с требованиями статей 286, 288 Кодекса.

В судебном заседании 10 октября 2007 года в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10-00 часов 11 октября
2007 года. После перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.

Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.

Как следует из материалов дела, обществом в инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения (Коршуниха-Ангарская дистанция пути Восточно-Сибирской железной дороги) представлена уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 года, согласно которой ежемесячные авансовые платежи на четвертый квартал 2005 года указаны в сумме 18496247 рублей.

По результатам проверки указанной налоговой декларации инспекцией принято решение N 02/1-65-54 от 27.01.2006 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, пунктом 2 которого обществу предложено уплатить в установленные сроки ежемесячные авансовые платежи в бюджет субъекта Российской Федерации на четвертый квартал 2005 года и на первый квартал 2006 года по 67367 рублей, в общей сумме 202101 рубль за каждый из кварталов, пени в сумме 2594 рубля 55 копеек за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей за четвертый квартал 2005 года, уменьшена на 35806 рублей сумма налога, исчисленная к доплате по сроку уплаты 28.10.2005.

Основанием для доначисления обществу ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате в бюджет Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения, инспекция указала нарушение обществом при их исчислении положений пункта 2 статьи 288 Кодекса.

Решением N 26-16/08170-105, принятым 25.04.2006 Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу по результатам рассмотрения жалобы общества, указанное решение инспекции оставлено без изменения.

Арбитражный суд первой инстанции, признавая недействительным пункт 2 решения инспекции, исходил из того, что обществом
в соответствии со статьями 286, 288 Кодекса при исчислении ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал 2005 года обоснованно учитывалась разница между суммой авансового платежа, исчисленного по обособленному подразделению за полугодие 2005 года, и суммой авансового платежа, исчисленного по тому же обособленному подразделению по итогам 9 месяцев 2005 года.

Арбитражный суд апелляционной инстанции по тем же основаниям оставил решение суда без изменения, дополнив, что инспекцией допущены нарушения статьи 88 Кодекса, так как на момент представления налоговой декларации за девять месяцев 2005 года у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей за октябрь-декабрь 2005 года, январь-март 2006 года.

Согласно статье 19 Кодекса налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и обособленных подразделений.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, предусмотрены статьей 288 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

В силу пункта 4 данной статьи налогоплательщики уплачивают суммы авансовых платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 Кодекса для подачи налоговых
деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Кроме того, налогоплательщики, в том числе имеющие обособленные подразделения, в соответствии с пунктом 2 статьи 286 Кодекса должны уплачивать ежемесячные авансовые платежи.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Согласно Порядку заполнения Приложения N 5 к Листу 02 “Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций, имеющих обособленные подразделения“ и Приложения N 5а к Листу 02 “Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций“ Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, при заполнении строк 220 и 230 Приложения N 5 к Листу 02 налоговой декларации сумма ежемесячных авансовых платежей определяется в порядке, предусмотренном статьей 286 Кодекса.

Указанные суммы распределяются между организацией без обособленных подразделений и каждым обособленным подразделением исходя из долей налоговой базы (%), приведенных по строке 030 Приложений N 5 и 5а: суммы ежемесячных авансовых платежей на II, III и IV кварталы - соответственно исходя из долей налоговой базы за первый квартал, полугодие, 9 месяцев текущего налогового периода. Суммы ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал являются также ежемесячными авансовыми платежами на первый квартал следующего налогового периода.

Следовательно, общество в порядке, установленном пунктом 2 статьи
286 Кодекса, в налоговой декларации за 9 месяцев 2005 года должно определить сумму ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал 2005 года, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации в целом по налогоплательщику. По месту нахождения обособленных подразделений размер ежемесячных авансовых платежей должен определяться применительно к положениям пункта 2 статьи 288 Кодекса исходя из доли налоговой базы соответствующего обособленного подразделения за девять месяцев 2005 года и размера ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал 2005 года, определенных в целом по налогоплательщику.

В связи с этим вывод судебных инстанций о правомерности определения обществом размера ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал 2005 года и первый квартал 2006 года, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения вышеуказанного обособленного подразделения, исходя из разницы суммы авансовых платежей, исчисленной по этому обособленному подразделению за полугодие 2006 года, и суммы авансовых платежей, исчисленных по тому же обособленному подразделению за девять месяцев 2005 года, не соответствует положениям пунктам 2 статьи 286 и пункта 2 статьи 288 Кодекса.

Между тем, судебными инстанциями не проверялась правильность определения обществом размера ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал 2005 года и первый квартал 2006 года исходя из доли налоговой базы соответствующего обособленного подразделения за девять месяцев 2005 года и размера ежемесячных авансовых платежей, исчисленных на четвертый квартал 2005 года в целом по налогоплательщику.

Суд апелляционной инстанции, признавая незаконным решение инспекции, дополнительно указал, что на момент представления налоговой декларации за девять месяцев 2005 года у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате ежемесячных авансовых платежей за октябрь - декабрь 2005 года, январь - март 2006 года.

При этом суд
апелляционной инстанции в нарушение части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал, в чем выразилось нарушение прав и законных интересов налогоплательщика предложением уплатить ежемесячные авансовые платежи за четвертый квартал 2005 года и первый квартал 2006 года в сроки, установленные пунктом 1 статьи 287 Кодекса.

Из оспариваемого решения инспекции следует, что в связи с неправильным определением размера ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль на третий квартал 2005 года решением N 02/1-64/53 от 27.01.2006 обществу был увеличен размер указанных авансовых платежей на общую сумму 35806 рублей, в связи с чем сумма доплаты авансового платежа по итогам девяти месяцев 2005 года уменьшена на указанную сумму.

Однако судебными инстанциями в обжалуемых судебных актах не приведены обстоятельства и мотивы, послужившие основанием для признания недействительным оспариваемого решения инспекции в данной части.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для проверки правильности определения обществом ежемесячных авансовых платежей на четвертый квартал 2005 года и первый квартал 2006 года по обособленному подразделению (Коршуниха-Ангарская дистанция пути Восточно-Сибирской железной дороги), а также правомерности уменьшения инспекцией суммы авансового платежа, подлежащего доплате по данному обособленному подразделению по итогам девяти месяцев 2005 года.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует предложить сторонам представить Приложения N 5 к Листу 02 налоговых деклараций за полугодие и девять месяцев 2005 года.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16 апреля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 4 июля 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-16676/06 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Т.А.БРЮХАНОВА