Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.09.2007 по делу N А56-7618/2006 Суд признал незаконным отказ таможни в применении ОАО упрощенного порядка декларирования в отношении товаров, заявленных обществом к вывозу по временной таможенной декларации, поскольку таможня, указав на то, что ставка вывозной пошлины на заявленный товар будет увеличена, сослалась на нормативно-правовой акт, который официально не был опубликован, нарушив тем самым права общества в сфере предпринимательской деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2007 года Дело N А56-7618/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Бухарцева С.Н. и Мунтян Л.Б., при участии в судебном заседании от открытого акционерного общества “ТНК-ВР Холдинг“ Селезнева Р.А. (доверенность от 10.07.2007 N 986), от Выборгской таможни Заркова М.Н. (доверенность от 09.01.2007 N 05-01/52), от Северо-Западного таможенного управления Филоненко В.В. (доверенность от 09.01.2007 N 01-32/18), рассмотрев 19.09.2007 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Выборгской таможни и Северо-Западного таможенного управления на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
14.05.2007 по делу N А56-7618/2006 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “ТНК-ВР Холдинг“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Выборгской таможни (далее - Таможня) от 16.09.2005 об отказе в применении упрощенного порядка декларирования, предусмотренного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в отношении товаров, заявленных к вывозу по временной таможенной декларации N 42269495, и признании недействительным решения Северо-Западного таможенного управления (далее - Управление) от 13.10.2005 N 12-03-12/92.

Решением арбитражного суда от 27.02.2007 Обществу отказано в удовлетворении заявления.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 решение суда первой инстанции от 27.02.2007 отменено, оспариваемое решение Таможни признано незаконным, а решение Управления - недействительным.

В кассационной жалобе Таможня просит отменить постановление от 14.05.2007 и оставить в силе решение от 27.02.2007, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права - статей 14, 127, 131, 132, 137, 138 ТК РФ. По мнению подателя жалобы, при подаче временной декларации Обществом не предъявлен к таможенному оформлению товар и не представлены перевозочные документы, подтверждающие сдачу товара транспортной организации, что препятствовало осуществлению таможенного контроля. Кроме того, применение упрощенного порядка декларирования в данном случае привело бы к потерям федерального бюджета.

Управление в кассационной жалобе просит отменить постановление от 14.05.2007 и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права - статей 68, 127, 135 - 138 ТК РФ и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Податель жалобы считает, что “целью действий заявителя являлся вывоз товаров с уплатой таможенных платежей по
более низким ставкам“, так как принятие таможней временной декларации позволило бы обществу платить таможенные платежи в меньшем размере.

В отзыве на жалобы Общество просит оставить их без удовлетворения, а постановление апелляционного суда от 14.05.2007 - без изменения.

В судебном заседании представители Таможни и Управления поддержали доводы жалоб, а представитель Общества отклонил их.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 16.09.2005 ЗАО “Электроспецсервис“ (таможенный брокер) от имени Общества подало в Таможню временную таможенную декларацию N 42269495 (справочный номер 10206060/160905/) с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (нефть сырая необработанная) в октябре 2005 года; к декларации приложены документы согласно описи.

Таможня отказала обществу в приеме декларации на основании пункта 2 статьи 137 ТК РФ, сделав соответствующую отметку на описи документов к ГТД N 10206060/160905/.

Общество, посчитав данный отказ незаконным, обратилось с жалобой в вышестоящий таможенный орган - Управление.

Решением от 13.10.2005 N 12-03-12/92 Управление признало правомерным решение Таможни и отказало обществу в удовлетворении жалобы. В обоснование решения Управление указало на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2005 N 571 “Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе“ (далее - постановление Правительства РФ N 571) с 01.10.2005 действующая ставка вывозной таможенной пошлины на экспортируемый товар будет увеличена, следовательно, применение в сентябре 2005 года упрощенного порядка декларирования нефти сырой, планируемой к вывозу в октябре 2005 года, может повлиять на полноту внесения таможенных платежей, что исключает
применение в отношении данного товара такого порядка декларирования.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалоб.

Таможенные органы вправе требовать и проверять документы, необходимые для таможенного контроля, в том числе документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров (статьи 366, 367 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Таможенным кодексом Российской Федерации установлены более короткие сроки.

Статьями 123 - 125, 127, 129, 131, 132 ТК РФ предусмотрен общий порядок декларирования товаров и транспортных средств: установлены формы и сроки декларирования, соответствующие права и обязанности декларанта и таможенного органа, порядок принятия деклараций и перечень документов, необходимых для их таможенного оформления.

В соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования. Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой
деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункты 1 и 2 статьи 137 ТК РФ).

Особый порядок декларирования товаров (периодическое временное декларирование) предусмотрен статьей 138 ТК РФ.

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.

Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1 - 4 статьи 138 ТК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 138 ТК РФ при использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 статьи 138 ТК РФ, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ (пункт 6 статьи 138 ТК РФ).

По смыслу приведенных нормативных положений законом предусмотрено наличие предусмотренных законом специальных правил, которые применяются ввиду особых качественных (потребительских) свойств отдельных российских товаров и, как следствие, в особых условиях совершения и таможенного оформления отдельных экспортных операций.

Специальные нормы права применяются с учетом их взаимодействия с общими правилами. При этом необходимо выяснить волю законодателя исходя из особенностей фактической стороны дела, а также общих и специальных задач и целей правового регулирования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении (вывозе) товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 312 и пунктом 1
статьи 327 ТК РФ (при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, при их перемещении трубопроводным транспортом, а также при незаконном перемещении товаров через таможенную границу).

В абзаце 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 “О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)“ указано, что при применении норм права, закрепленных в пунктах 1 и 2 статьи 137 ТК РФ и в пунктах 1, 3, 5, 6 статьи 138 ТК РФ, судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 ТК РФ, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования не может быть применен.

Приведенное толкование материального закона является официальным нормативным, а следовательно, обязательным для арбитражных судов.

Таким образом, экономическая и правовая перспективы таможенных правоотношений могут рассматриваться как значимые для рассмотрения спора, возникшего из конкретных правоотношений в период действия конкретных правовых норм, в связи с необходимостью соблюдения баланса частных и публичных интересов.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Постановлением Правительства РФ N 571 с 01.10.2005 установлены более
высокие ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Этот нормативный правовой акт официально опубликован 19.09.2005 в Собрании законодательства Российской Федерации N 38, ст. 3862 и 20.09.2005 в газете “Российская газета“ N 209.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации при вынесении оспариваемых решений таможенные органы применили нормативный правовой акт, официально не опубликованный для всеобщего сведения, и, отказав в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, нарушили права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на соответствующие обстоятельства. Выводы суда отвечают требованиям статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу требований статьи 131 ТК РФ при декларировании товаров декларант обязан представить основные документы, в том числе транспортные (перевозочные) документы.

Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ (пункт 2 статьи 132 ТК РФ).

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары (подпункт 2 пункта 2 статьи 127 ТК РФ).

Взаимодействие правил, закрепленных в статьях 131 - 132 ТК РФ, с правилами, регламентирующими порядок периодического временного декларирования российских товаров (статья 138 ТК РФ), означает признание не обязательным для декларанта требования представлять транспортные (перевозочные) документы при подаче временной ГТД. Такое требование может и должно быть исполнено им впоследствии при подаче полной ГТД. Кроме того, декларирование товаров (с учетом относительно
длящейся перспективы совершения юридически значимых действий) не исключает предъявления декларируемых товаров после подачи временной таможенной декларации в целях должной реализации как мероприятий таможенного контроля (публичных интересов), так и экономических интересов декларанта. Иное толкование материального закона означало бы нивелирование целей и задач периодического временного декларирования российских товаров как процедуры, имеющей не только правовую, но и четко выраженную экономическую основу (деловую целесообразность).

Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого постановления апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2007 по делу N А56-7618/2006 оставить без изменения, а кассационные жалобы Выборгской таможни и Северо-Западного таможенного управления - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛЮБЧЕНКО И.С.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

МУНТЯН Л.Б.