Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2007 N А19-2966/07-29-Ф02-5744/07 по делу N А19-2966/07-29 Суд правомерно возвратил заявление налоговому органу, поскольку исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 августа 2007 г. Дело N А19-2966/07-29-Ф02-5744/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Палащенко И.И.,

судей: Васиной Т.П., Попова О.А.,

представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу г. Иркутска на определение от 20 февраля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области и постановление от 7 июня 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-2966/07-29 (суд первой инстанции: Иванова Т.П.; суд апелляционной инстанции: Куклин О.А., Стасюк Т.В., Юдин С.И.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной
налоговой службы России по Октябрьскому округу г. Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - открытого акционерного общества “Измера“ (далее - ОАО “Измера“), имеющего ИНН 3811015236 и юридический адрес: г. Иркутск, ул. Байкальская, 269.

Предъявленное требование мотивировано тем, ОАО “Измера“ состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу г. Иркутска (далее - Федеральная налоговая служба), является отсутствующим должником, имело задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в размере по состоянию на 14 ноября 2006 года 1747519 рублей; в том числе 1585360 рублей 67 копеек по налогам и 162158 рублей 33 копейки по пене; тем, что ОАО “Измера“ не представляет бухгалтерскую и иную отчетность, последний бухгалтерский баланс был представлен по состоянию на 1 октября 2003 года; тем, что финансирование процедуры банкротства будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Сославшись на статью 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 7, 230 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ и на постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года N 257 “Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“, уполномоченный орган просит признать отсутствующего должника - ОАО “Измера“ банкротом, включить сумму 1747519 рублей в третью очередь реестра требований кредиторов, утвердить арбитражного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства “Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих “Байкальская лига“, установить ему вознаграждение в размере 10000 рублей.

Определением от 20 февраля 2007 года заявление возвращено уполномоченному органу на основании пункта 1 части 1 статьи 129
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции при вынесении определения от 20 февраля 2007 года исходил из того, что ОАО “Измера“ отвечает признакам недействующего юридического лица; факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедуры исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; уполномоченным органом не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве ОАО “Измера“, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.

Суд апелляционной инстанции признал правильными обстоятельства, установленные судом первой инстанции, ОАО “Измера“ отвечает признакам недействующего юридического лица, по результатам рассмотрения дела по апелляционной жалобе Федеральной налоговой службы определение от 20 февраля 2007 года оставил без изменения.

В кассационной жалобе Федеральная налоговая служба просит отменить определение от 20 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 7 июня 2007 года, принять по делу N А19-2966/07-29 новый судебный акт об удовлетворении требований уполномоченного органа.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, определение от 20 февраля 2007 года и постановление апелляционной инстанции от 7 июня 2007 года приняты с неправильным применением норм материального права - статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 227, 230 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ОАО “Измера“ является отсутствующим должником, в связи с чем его ликвидация должна быть осуществлена в порядке, установленном Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“; на то, что
порядок и условия финансирования процедур банкротства в отношении отсутствующих должников определены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 года N 573 “О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников“, по данному делу источником финансирования процедуры банкротства являются средства федерального бюджета; на то, что подача уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом препятствует его исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в административном порядке.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Лица, заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Инспекция ФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска - 7 августа 2007 года (почтовое уведомление N 93006), Управление ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - 7 августа 2007 года (почтовое уведомление N 93005).

ОАО “Измера“ о времени и месте судебного заседания извещалось по последнему известному арбитражному суду адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 269. Извещение возвращено в суд кассационной инстанции с информацией - адресат по указанному адресу не значится.

В силу пункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО “Измера“ считается извещенным надлежащим образом.

Представители Федеральной налоговой службы и ОАО “Измера“ в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 20 февраля 2007 года и постановления апелляционной
инстанции от 7 июня 2007 года, принятых по делу N А19-2966/07-29, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.

Предметом кассационного обжалования являются судебные акты, принятые по результатам заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом.

К юридическому лицу, которое в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, применяется административный порядок ликвидации, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ) “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Федеральный закон о государственной регистрации).

Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что ОАО “Измера“ отвечает признакам недействующего юридического лица, и этого обстоятельства не оспаривает заявитель кассационной жалобы.

Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 67 от 20 декабря 2006 года “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа.

Уполномоченный орган, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействующего юридического лица банкротом, не представил доказательства того, что решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не было принято ввиду поступления на основании пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона о государственной регистрации возражений административному порядку исключения кредиторов должника или от иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что административному порядку исключения ОАО “Измера“ из Единого государственного реестра юридических лиц возражает именно уполномоченный орган, не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.

Федеральная налоговая служба решает вопрос о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействующего должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам. Поэтому одновременно с заявлением о признании банкротом недействующего должника по смыслу статьи 39 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ в системном истолковании с положениями пунктов
1 и 3 статьи 59 этого же Федерального закона и статьи 21.1 Федерального закона о государственной регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам.

Федеральная налоговая служба не представила в арбитражный суд доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве ОАО “Измера“, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам.

С учетом изложенного у Арбитражного суда Иркутской области отсутствовали правовые основания для принятия к производству заявления уполномоченного органа о признании банкротом недействующего юридического лица, в связи с чем оно правомерно возвращено заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 67 от 20 декабря 2006 года “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“).

Нарушений норм материального права и норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли повлечь его отмену, Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено, в связи с чем определение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2007 года по делу N А19-2966/07-29 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Подпункт
12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы на определение арбитражного суда о возвращении заявления о признании должника банкротом.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2007 года по делу N А19-2966/07-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.И.ПАЛАЩЕНКО

Судьи:

О.А.ПОПОВ

Т.П.ВАСИНА