Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.08.2007 N А19-114/07-Ф02-4974/07 по делу N А19-114/07 Судебные акты об отказе в признании недействительным соглашения о переводе долга по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ отменены, поскольку суды не установили на какие конкретно потребности муниципального образования должны быть направлены бюджетные средства для исполнения оспариваемой сделки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 августа 2007 г. Дело N А19-114/07-Ф02-4974/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Уманя И.Н.,

судей Некрасовой Н.В., Попова О.А.,

при участии в судебном заседании:

прокурора Акуловой Л.К. (служебное удостоверение N 110345),

представителей администрации города Ангарска Иркутской области - Киселевой И.В. (доверенность N 7/15-1065-А от 28 декабря 2006 года, служебное удостоверение N 126) и Уфимцевой Е.К. (доверенность N 7/15-1025-А от 14 декабря 2006 года,
представителя муниципального учреждения “Служба заказчика“ - Павловской С.А. (доверенность N 235 от 19 февраля 2007 года и
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заместителя
прокурора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 мая 2007 года по делу N А19-114/07-31 (суд первой инстанции: Ушакова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Стасюк Т.В., Буркова О.Н., Куклин О.А.),

УСТАНОВИЛ:

Определением от 26 декабря 2006 года Арбитражным судом Иркутской области принято к производству исковое заявление заместителя прокурора Иркутской области к администрации Ангарского муниципального образования (далее - администрация района) и к администрации г. Ангарска о признании недействительным на основании статей 166 - 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашения о переводе долга по муниципальному контракту на выполнение подрядных работ по монтажу мембранного перекрытия зимнего стадиона “Ермак“, заключенного 10 января 2006 года между ответчиками (далее - соглашение о переводе долга от 10 января 2006 года), указав в исковом заявлении в качестве третьих лиц открытое акционерное общество “Ангарское управление строительства“ (далее - ОАО “Ангарское управление строительства“) и муниципальное учреждение “Служба заказчика“ (далее - МУ “Служба заказчика“).

Решением от 16 февраля 2007 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 мая 2007 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе заместитель прокурора Иркутской области просит отменить решение от 16 февраля 2007 года и постановление от 3 мая 2007 года, признать недействительным соглашения о переводе долга от 10 января 2006 года.

Как полагает заявитель кассационной жалобы, решение от 16 февраля 2007 года и постановление от 3 мая 2007 года приняты с неправильным применением норм материального права - статей 10, 14, 29 - 31, 31.1, 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статей 10,
14, 15, 51, 52 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что муниципальный контракт на выполнение подрядных работ по монтажу мембранного перекрытия зимнего стадиона “Ермак“ заключен 29 декабря 2004 года между администрацией района и ОАО “Ангарское управление строительства“; на то, что стадион “Ермак“ является муниципальной собственностью Ангарского района, поэтому на него возлагаются расходные обязательства, вытекающие из полномочий по владению, пользованию и распоряжению объектом недвижимости, в том числе капитальные расходы, и оно не имело правовых оснований для передачи долга по муниципальному контракту муниципальному образованию “город Ангарск“, которому стадион “Ермак“ не принадлежит на праве собственности; на то, что Думой района принята 11 октября 2005 года программа реконструкции зимнего стадиона “Ермак“ на 2005 - 2007 годы, определяющая расходные обязательства администрации района, при этом установление возможности финансирования реконструкции за счет средств федерального бюджета и бюджета г. Ангарска противоречит статьям 2, 31, 132, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации; на то, что Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает финансирования расходных обязательств одного муниципального образования за счет средств бюджета другого муниципального образования.

Администрация района в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с содержащимися в ней доводами, сообщает о том, что администрация г. Ангарска может исполнять обязанности по муниципальному контракту, поскольку они относятся к вопросам местного значения; о том, что администрация г. Ангарска может нести расходы по реконструкции стадиона “Ермак“, не являясь его собственником; о том, что на основании соглашения о переводе долга от 10 января 2006 года у администрации г. Ангарска возникла обязанность по оплате результата работ по муниципальному
контракту; о том, что оспариваемое соглашение заключено на основании главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 14, 15 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статей 6, 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Администрация г. Ангарска в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с содержащимися в ней доводами, сообщает о том, что для исполнения оспариваемого соглашения в бюджете г. Ангарска на 2006 год предусмотрены денежные средства в сумме 78000000 рублей согласно решению Думы г. Ангарска от 27 декабря 2005 года N 22-04/гД; о том, что действия ответчиков соответствуют требованиям Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 391 Гражданского кодекса Российской Федерации.

МУ “Служба заказчика“ в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с содержащимися в ней доводами, сообщает о том, что администрация района при заключении муниципального контракта от 29 декабря 2004 года и оспариваемого соглашения выступала в качестве субъекта хозяйственной деятельности, в связи с чем действия ответчика регулируются гражданским законодательством.

На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 2 августа 2007 года до 12 часов 6 августа 2007 года.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: прокурор Иркутской области - 16 июля 2007 года (почтовое уведомление N 89269), администрация района - 17 июля 2007 года (почтовое уведомление N 89270), администрация г. Ангарска - 17 июля 2007 года
(почтовое уведомление N 89274), ОАО “Ангарское управление строительства“ - 17 июля 2007 года (почтовое уведомление N 89272) и МУ “Служба заказчика“ - 19 июля 2007 года (почтовое уведомление N 89273).

Представители администрации района и ОАО “Ангарское управление строительства“ в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.

Прокурор Акулова Л.К. поддержала в судебном заседании доводы кассационной жалобы.

Представители администрации г. Ангарска Киселева И.В. и Уфимцева Е.К., МУ “Служба заказчика“ Павловская С.А. подтвердили обстоятельства, на которые указано в отзывах на кассационную жалобу.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения от 16 февраля 2007 года и постановления от 3 мая 2007 года, принятых по делу N А19-114/07-31, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, 29 декабря 2004 года администрация района, отдел капитального строительства администрации района (далее - ОКС) и ОАО “Ангарское управление строительства“ заключили на основании постановления мэра района от 29 декабря 2004 года N 4952 муниципальный контракт, по условиям которого ОАО “Ангарское управление строительства“, именуемое в контракте подрядчиком, обязалось выполнить в течение 9 месяцев в соответствии с графиком производства работ, являющимся неотъемлемой частью контракта, работы по
монтажу мембранного перекрытия зимнего стадиона “Ермак“ в соответствии с проектно-сметной документацией, сдать результаты работы ОКСу, именуемому заказчиком. Администрация района приняла на себя обязательство оплатить работы, приблизительная стоимость которых составляет 50000000 рублей, в том числе 18 процентов НДС, при предоплате 14000000 рублей, со счета N 40204810300000000007 в расчетно-кассовом центре г. Ангарска, ИНН 3801063093, БИК 042505000 - Управления по экономике и финансам администрации района за счет средств местного бюджета в соответствии с постановлением мэра администрации района от 24 декабря 2004 года N 4805.

В пунктах 4.5 и 4.6 муниципального контракта от 29 декабря 2004 года предусмотрена ежемесячная оплата выполненных работ на основании промежуточных актов сдачи-приемки выполненных работ, а окончательный расчет - после подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ в полном объеме в соответствии со сметой.

Муниципальный контракт от 29 декабря 2004 года включен в реестр муниципальных контрактов администрации района 29 декабря 2004 года с присвоением ему реестрового номера 1250010410020000.

Дополнительным соглашением N 1 от 10 мая 2005 года к муниципальному контракту от 29 декабря 2004 года стоимость работ увеличена до 103665000 рублей в том числе 18 процентов НДС, а предоплата до 88443000 рублей.

В соглашении о переводе долга от 10 января 2007 года, согласованном с ОКСом администрации района и ОАО “Ангарское управление строительства“, администрация г. Ангарска полностью приняла на себя в полном объеме все права и обязанности, возникшие у администрации района по муниципальному контракту от 29 декабря 2004 года.

17 января 2007 года администрация района и администрация г. Ангарска подписали соглашение о взаимодействии в области реализации проекта реконструкции зимнего стадиона “Ермак“, по условиям которого первая приняла на
себя бремя финансовых обязательств по муниципальному займу в соответствии с постановлением главы администрации района от 1 сентября 2005 года N 3078 “Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных облигаций Ангарского муниципального образования“, постановлением главы администрации района от 1 сентября 2005 года N 3079 “Об утверждении генеральных условий эмиссии и обращения муниципальных облигаций Ангарского муниципального образования“ и постановлением Главы администрации района от 17 ноября 2005 года N 4012 “Об утверждении решения об эмиссии облигаций Ангарского муниципального образования“, организацию выполнения муниципальной программы “Реконструкция зимнего стадиона “Ермак“ на 2005 - 2007 годы“, а после завершения строительства организацию получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обеспечение государственной регистрации права муниципальной собственности района на объект и по передаче объекта в муниципальную собственность второй. Администрация г. Ангарска, в свою очередь, приняла на себя обязательство осуществить финансирование строительства объекта в рамках адресных инвестиционных программ г. Ангарска и в соответствии с соглашением о переводе долга.

Полагая, что передача полномочий одного муниципального образования по финансированию объекта недвижимости без передачи этого объекта в собственность или аренду другому муниципальному образованию не предусмотрена законом, и указывая на то, что средства для выполнения соглашения о переводе долга от 10 января 2006 года не предусмотрены в бюджете муниципального образования г. Ангарска, заместитель прокурора Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации района и к администрации г. Ангарска о признании недействительным соглашения о переводе долга от 10 января 2006 года как противоречащее статьям 14, 15, 51 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статьям 6, 14 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемая сделка совершена с соблюдением требований статьи 391, пунктов 1 и 2 статьи 389 Гражданского кодекса Российской Федерации, она совершена в форме, соответствующей основной сделке, и с согласия кредитора; из того, что доводы истца о недействительности соглашения о переводе долга от 10 января 2006 года выходят за рамки гражданско-правовых отношений, а поэтому они не могут служить основанием для признания недействительным оспариваемого соглашения.

Суд апелляционной инстанции признал правильными обстоятельства, установленные при принятии решения от 16 февраля 2007 года, оставив его без изменения, а апелляционную жалобу заместителя прокурора Иркутской области - без удовлетворения.

Обжалуемые судебные акты не отвечают требованиям части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку они приняты с неправильным применением норм материального права, с нарушением норм процессуального права, по неполно выясненным обстоятельствам дела.

Пункт 1 статьи 391 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает перевод должником своего долга на другое лицо с согласия кредитора.

Вместе с тем, соглашением о переводе долга от 10 января 2006 года осуществлен перевод долга на другое лицо по муниципальному контракту, заключенному администрацией района на выполнение подрядных работ с их оплатой за счет средств местного бюджета.

В силу статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальный контракт является формой, в которой осуществляется предоставление бюджетных средств.

Администрация г. Ангарска, которая приняла на себя долг по муниципальному контракту от 29 декабря 2004 года, заключенному администрацией района, не заключала муниципального контракта с ОАО “Ангарское управление строительства“ на производство подрядных работ на объекте, который ему не
принадлежит.

Суд первой и апелляционной инстанций при разрешении требования прокурора, оспаривающего сделку о переводе долга, не установил в какой форме, предусмотренной статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, должны быть предоставлены администрацией г. Ангарска бюджетные средства для выполнения обязательств, принятых соглашением от 10 января 2006 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее по тексту Федеральный закон N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ имеет дату 21.07.2005, а не 21.06.2005.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июня 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, действовавшего на момент заключения оспариваемого соглашения, за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований должны обеспечиваться потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Суд первой и апелляционной инстанций не установил на какие конкретно потребности муниципального образования г. Ангарска в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, должны быть направлены администрацией г. Ангарска бюджетные средства для исполнения оспариваемой сделки.

Проверив соответствие оспариваемой сделки нормам права, содержащимся в параграфе 2 главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанции не проверили ее соответствие нормам права, содержащимся в Бюджетном кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе от 21 июня 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд“, не указали в обжалуемых судебных актах мотивы, по которым не применили нормы права, на которые сделана ссылка в исковом заявлении и в апелляционной жалобе, в связи с чем неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы нашли свое подтверждение.

При таких обстоятельствах решение от 16 февраля 2007 года и постановление от 3 мая 2007 года подлежат отмене на основании пункта 1 части 2 и части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело N А19-114/07-31 - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить соответствие оспариваемой сделки нормам права, содержащимся в Бюджетном кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе от 21 июня 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, разрешить спор с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, распределить судебные расходы.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 февраля 2007 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 мая 2007 года по делу N А19-114/07-31 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.Н.УМАНЬ

Судьи:

Н.В.НЕКРАСОВА

О.А.ПОПОВ