Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2007 N А19-46039/05-Ф02-4837/07 по делу N А19-46039/05 Судебные акты в части отказа во взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам, отменены, поскольку возмещение расходов, установленных федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 30 июля 2007 г. Дело N А19-46039/05-Ф02-4837/07“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Горячих Н.А., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании представителей:

Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области - Талаева Д.В. (доверенность от 09.01.2007),

муниципального унитарного предприятия Ангарского муниципального образования “Ангарский водоканал“ - Мишиной К.Н. (доверенность от 26.09.2005),

Департамента финансов Иркутской области - Курбанова А.В. (доверенность от 09.01.2007),

Департамента социальной защиты населения - Кагурова А.В. (доверенность от 16.04.2007),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия Ангарского муниципального образования “Ангарский
водоканал“, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 5 февраля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 24 апреля 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-46039/05 (суд первой инстанции: Грибещенко Г.Н.; суд апелляционной инстанции: Куклин О.А., Буркова О.Н., Шаркова К.Ж.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие Ангарского муниципального образования “Ангарский водоканал“ (МУП АМО “Ангарский водоканал“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к субъекту Российской Федерации Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании за счет средств казны Иркутской области 1656110 рублей 50 копеек, составляющих расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг в 2003 году.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Решением от 11 апреля 2006 года иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 20 июня 2006 года решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2006 года судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение.

Определением суда от 22 ноября 2006 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (Министерство финансов РФ).

Истцом заявлено ходатайство об отказе от иска и прекращении производства по делу в части требования к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 февраля 2007 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МУП АМО “Ангарский водоканал“ взыскано
766208 рублей 2 копейки убытков. В остальной части иска отказано. В части искового требования к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области производство по делу прекращено.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2007 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, МУП АМО “Ангарский водоканал“ и Министерство финансов РФ обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.

МУП АМО “Ангарский водоканал“ считает необоснованным вывод суда о пропуске срока исковой давности в части требований истца о возмещении льгот, предоставленных в январе - октябре 2003 года.

По мнению Министерства финансов РФ, арбитражный суд неправильно применил нормы материального права (статьи 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона “О ветеранах“).

Заявитель полагает, что возмещение расходов на предоставление льгот гражданам должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Министерство финансов РФ также ссылается на недоказанность наличия состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда.

Отзывы на кассационные жалобы не представлены.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что МУП АМО “Ангарский водоканал“ в 2003 году во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготное обеспечение.

В результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в указанный период МУП АМО “Ангарский водоканал“ понесло расходы на сумму 4632045 рублей 62 копейки, которые были возмещены за счет средств областного бюджета лишь частично.

Расходы
в размере 1656110 рублей 50 копеек не были компенсированы, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены: договор о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону “О ветеранах“, счета-фактуры, акты сверок взаиморасчетов по состоянию на 01.12.2003, 01.01.2004, расчеты сумм компенсаций.

Удовлетворяя исковые требования в части 766208 рублей 2 копеек, суд, установив обстоятельства исполнения Главным финансовым управлением Иркутской области обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2003 год на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ в полном объеме, и принимая во внимание положения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006, пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона определено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, подлежат возмещению как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от
льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что финансирование расходов на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ в спорный период времени из федерального бюджета в бюджет Иркутской области не производилось, поскольку Федеральным законом “О федеральном
бюджете на 2003 год“ не были предусмотрены и утверждены размеры субсидий и субвенций, выделяемых на финансирование данного закона.

Между тем предусмотренные и утвержденные в областном бюджете на 2003 год субсидии, в том числе и на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, субъектом Российской Федерации - Иркутской областью в лице Главного финансового управления Иркутской области распределены в полном объеме между предприятиями, оказывающими услуги по льготным ценам.

Однако денежные средства, выделенные Иркутской областью на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы, связанные с предоставлением им в 2003 году льгот ветеранам по оплате коммунальных услуг.

Учитывая, что на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в 2003 году льгот ветеранам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Заявленные МУП АМО “Ангарский водоканал“ требования о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обоснованно удовлетворены судом в части взыскания с Российской Федерации 766208 рублей 2 копеек.

Рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд пришел к выводу, что срок исковой давности по требованиям истца о взыскании расходов, понесенных в период с января по октябрь 2003 года, истек, в связи с чем отказал в удовлетворении требований в данной части.

В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности устанавливается в три
года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Как усматривается из материалов дела, между МУП АМО “Ангарский водоканал“ и Управлением по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования составлен акт сверки по состоянию на 01.01.2004.

Учитывая, что названные акты ответчиком - Российской Федерацией не подписывались, суд обоснованно сделал вывод о том, что их составление не свидетельствует о совершении должником - Российской Федерацией действий по признанию долга.

Перечисление денежных средств по платежному поручению N 147 от 06.11.2003, плательщиком по которому является Управление по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования, также обоснованно не признано судом обстоятельством, свидетельствующим о признании долга ответчиком.

Вместе с тем, ссылаясь на то, что у истца имелись основания полагать свое право нарушенным по истечении каждого календарного месяца после выставления соответствующего счета-фактуры и перечисления денежных средств финансовым органом администрации Ангарского муниципального образования, суд не учел следующее.

Возмещение расходов, установленных федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет.

В соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2003 год“ исполнение бюджета предусмотрено в течение всего 2003 года.

Таким образом, срок исковой давности по заявленным требованиям следует исчислять с 1 января 2004 года.

Следовательно, выводы суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока
исковой давности основаны на неправильном применении норм материального права.

При таких обстоятельствах судебные акты в названной части подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

При новом рассмотрении дела суду необходимо разрешить исковые требования с учетом применения срока исковой давности и распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 февраля 2007 года Арбитражного суда Иркутской области, постановление от 24 апреля 2007 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-46039/05 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований МУП Ангарского муниципального образования “Ангарский водоканал“.

В отмененной части дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

Н.А.ГОРЯЧИХ

В.И.КУЛАКОВ